Оператора беспилотника могут подготовить за 72 часа

23.08.2022
Технологии
331
Обучение по эксплуатации гражданских беспилотных авиасистем и дронов

Всего несколько занятий потребуется человеку, чтобы получить корочку специалиста по эксплуатации гражданских беспилотных авиасистем. Кандидат должен изучить и сдать теорию и практику — и может выходить на работу. Об этом рассказал Дмитрий Литвинов на сайте «Парламентская газета», который изучил подготовленный Минтрансом проект образовательной программы и узнал, куда возьмут с новым дипломом.

В специалисты по эксплуатации беспилотных авиационных систем готовы взять студентов или выпускников ВУЗов и колледжей, а также тех, кто окончил одиннадцать классов школы. Учебная программа предусматривает теоретические и практические занятия в количестве 144 часов, если речь идет о технике весом до 30 килограммов. Получить корочку на легкий беспилотник весом не больше десяти килограммов можно и вовсе за 72 часа. Столько же потребуется для переподготовки с маленького на большой дрон.

Обучение происходит в три этапа. В теоретическом блоке слушателей познакомят с воздушным законодательством, расскажут об использовании летного пространства и безопасности полетов, навигации и авиационной метеорологии, преподадут основы аэродинамики. Отдельный раздел посвящен ответственности за нарушения закона при использовании дронов, после чего предусмотрена промежуточная аттестация.

Программа продолжится изучением устройства и способов эксплуатации беспилотника. Специалисты разберут особые случаи, например, опасное сближение с пилотируемым воздушным судном, внештатную посадку или попадание в опасные погодные условия.

На втором этапе слушателям предстоит наземная практическая подготовка, после чего они смогут перейти непосредственно к полетам. На летную практику отводится десять часов из 44, в том числе два — на проверочные полеты. Тест по теории должен включать не меньше ста вопросов, а практический экзамен — выполнение квалификационного задания.

Как отметил источник, легкий дрон сегодня можно купить в любом магазине электроники, никаких документов для этого не нужно. Отсутствуют требования по постановке такой техники на учет, но если владелец направит ее куда не следует, ему придется иметь дело с правоохранителями. Карты бесполетных зон публикуют в Интернете, а опытные пилоты знают, что нельзя летать над военными и стратегическими объектами, а в Москве, например, запуск дронов и вовсе под запретом в любом месте в пределах МКАД.

Свидетельство о профподготовке потребуется человеку, если он собирается зарабатывать на беспилотниках деньги. Документ подтвердит квалификацию специалиста, после чего заказчик сможет заключить с ним договор и тогда уже работник будет нести полную ответственность — об этом «Парламентской газете» рассказал глава Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиасистем Глеб Бабинцев. Профстандарт для оператора беспилотника Минтруд утвердил еще в 2018 году, но процесс утверждения типовой программы подготовки таких специалистов активизировался только сейчас, напомнил эксперт. По его словам, документ станет отправной точкой для подготовки специалистов по всей стране.

В некоторых колледжах и техникумах операторов беспилотников готовят уже несколько лет, рассказал «Парламентской газете» предприниматель Вячеслав Барбасов. В обучении, по его словам, важнейший элемент — практика, но результатом подготовки специалиста нельзя считать лишь то, что он поднял в воздух аппарат.

«Беспилотник — это не продукт авиации, — отметил Барбасов. — Сегодня из гражданских специалистов их используют геодезисты, картографы, дорожники, лесовики и другие в конкретных целях. Если оператор может провести ретроспективный анализ, определить геодезические ошибки или решить другую задачу, то его можно считать специалистом».

Обучение специалистов по беспилотному транспорту, в том числе разработка программ для его эксплуатации, — нетривиальные задачи, которые тесно связаны с IT-сектором, где российским профи нет равных в мире. Об этом «Парламентской газете» сказал сенатор Сергей Рябухин, который видит серьезные перспективы в этой сфере.

Беспилотники — важный сегмент авиации, который сейчас развивается в основном в экспериментальном аспекте, отметил разработчик цифровых программ для дронов Никита Никитин. Беспилотник может проводить в воздухе до пятнадцати часов и преодолевать тысячи километров, его использование много дешевле, чем полеты на обычных самолетах или вертолетах, объяснил «Парламентской газете» эксперт.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Пять регионов России примут участие в проекте по внедрению беспилотников

Сезон не ждет — в летной школе АГАУ прошло новое занятие на летнем полигоне