«Контрафакт не пройдёт». Наконец-то вопрос с неоригинальной и поддельной продукцией, которая может попасть на «прилавки» маркетплейсов, вынесли на всеобщее обсуждение в открытом формате. В рамках 11 Международного форума «Антиконтрафакт – 2023» состоялась сессия «Маркетплейсы. Контрафакт в сети». Ее участники обсудили ситуацию с оборотом контрафактных товаров на маркетплейсах и возможность государственного регулирования в этой сфере. Открывая сессию, депутат Государственной Думы Сергей Федорович Лисовский отметил, что маркетплейсы стали важной частью в жизни многих россиян.
«В последние годы эти торговые площадки активно развиваются. И в этом мы видим как плюсы, так и минусы».
С точки зрения Сергея Лисовского, нерегулируемый оборот товаров повышает риски для потребителей.
«В настоящее время на маркетплейсах практически не работает Закон о защите прав потребителей. Если потребитель получил некачественный или не соответствующий описанию товар — кто должен возмещать убытки: производитель, продавец или владелец торговой площадки? Сейчас в законодательстве эти моменты не определены, поэтому считаю необходимым активизировать работу в данном направлении совместно с Минпромторгом».
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отметил, что сектор электронной торговли играет важную роль в общем объеме торговли, занимая, по разным оценкам, от 6% до 11%. Данный сегмент помогает совершенствовать логистику продвижения от производителя к потребителю, выйти на рынок малым производителям.
При этом, считает Сергей Лисовский, пока маркетплейсы находятся в стадии становления, в этой отрасли не сформировалась высококонкурентная среда.
«У площадки появляется особая рыночная сила, она может более активно продвигать один или другой товар. В таких условиях достаточно высок риск появления большого количества контрафактных товаров».
С точки зрения Сергея Лисовского, общему оздоровлению ситуации на маркетплейсах могла бы способствовать обязательная маркировка товаров. В качестве примера он привел молочную отрасль, где введение маркировки «Честный Знак» помогло обелить рынок, установить здоровые конкурентные отношения и защитить потребителей.
От редакции «ГлавПахарь»: отметим, что активно маркетплейсы развиваются и в нише сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Вопрос контрафакта в данном случае важен не столько в части производителей агромашин (они то более-менее известны и подтвергаются проверкам, хотя в нашей стране предостаточно так называемых «гаражных производств»), сколько в части поставок запчастей и деталей. Здесь проверить подлинность узла и добросовестность поставщика гораздо сложнее.
Наше мнение, что в случае принятия каких-либо конкретных решений по усилению контроля за маркетплейсами, не стоит забывать и о данном сегменте рынка. В целом тренд на маркетплейсы в отрасли поставок и продаж агротехники является довольно сильным. Фермеры, как впрочем производители и поставщики той или иной продукции агропрома, активно пользуются такими инструментами. Пока ситуация контролируемая. Но лучше предостеречь и эту часть отрасли от необдуманного и недальновидного поведения по отношению к кому-либо.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.