Интеграция системы электронных паспортов пока мешает экспорту тракторов из Казахстана в РФ

30.10.2024
Тракторы
236
Сельхозтехника, выпускаемая на предприятиях Казахстана (фото иллюстративное)

Казахстанские производители сельхозтехники и локализованные площадки РК планируют наладить экспорт тракторов из Казахстана в Россию. Однако на этом пути имеются некоторые сдерживающие факторы, например, для реализации такого плана необходимо интегрировать систему электронных паспортов самоходных машин. Пока именно это мешает экспорту тракторов из РК в РФ. Об этом говорится на сайте Kapital.kz со ссылкой на доклад президента Союза промышленных инвесторов Казахстана Кайрата Еламанова, выступившего в рамках профильного совещания в Правительстве Республики Казахстан.

Экспорт тракторов из Казахстана в РФ могут наладить, но есть сдерживающие факторы

«Важным остается вопрос экспорта тракторов. В последние годы мы предпринимаем меры по увеличению экспорта в соседние страны. В связи со сложившейся геополитической ситуацией и уходом иностранных брендов из Российской Федерации открылся рынок для экспорта тракторов из Казахстана. Однако, начиная с июня текущего года, регистрация тракторов в РФ происходит только через систему электронных паспортов самоходных машин. Но системы электронных паспортов между нашими странами не интегрированы в связи с проблемами, возникающими со стороны российского администратора системы», — отметил президент Союза промышленных инвесторов Казахстана Кайрат Еламанов.

По его словам, с Республикой Беларусь обмен данными уже происходит. Совместно с министерством промышленности и строительства данный вопрос прорабатывается в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Какие ещё вопросы, касающиеся сельхозтехники и сельхозмашиностроения обсуждали в Правительстве Казахстана

Интересные тезисы из доклада премьер-министра Республики Казахстан Олжаса Бектенова:

  • рассмотрены меры поддержки казахстанских производителей для обеспечения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала в целях развития машиностроения, казахстанские компании выходят на рынок машиностроения ЕАЭС;
  • на сегодня емкость рынка машиностроительной продукции Казахстана оценивается в 31,6 млрд долларов, из которых только 16% приходится на долю отечественного производства;
  • при этом у Казахстана есть существенный потенциал для роста машиностроительной отрасли и значительные перспективы для развития экспорта;
  • Казахстан должен придерживаться экономического патриотизма – активно покупать свою казахстанскую продукцию, продвигать её на внешние рынки;
  • на данный момент общий объем импорта машиностроительной продукции на рынке Евразийского союза составляет порядка 141 млрд долларов, Казахстан уже экспортирует аккумуляторы, трансформаторы, кабели, локомотивы, автомобили и автобусы – имеются возможности для увеличения доли отечественного производства на рынке ЕАЭС, следующий этап — сельхозтехника;
  • Руководитель Правительства также обратил внимание на ситуацию в ряде секторов машиностроения и озвучил меры, способствующие решению актуальных вопросов. Так, в сельскохозяйственной отрасли при износе техники в 76% фактический темп обновления составляет 5% при норме — 6-8%;
  • для поддержки отечественных производителей сельхозтехники в текущем году было исключено субсидирование импортных аналогов
  • кроме того, внедрен дифференцированный подход к субсидированию процентной ставки лизинга, при котором для местных производителей процент значительно ниже;
  • данные меры способствуют углублению локализации и ускорению модернизации парка отечественной сельхозтехникой;
  • ещё один важный аспект — активное внедрение цифровых технологий, роботизации и автоматизации производственных циклов;
  • чтобы не отставать от мировых трендов, предприятия РК также должны внедрять новые технологии, а отраслевым госорганам необходимо обеспечить создание соответствующих условий. 

Интересные тезисы из доклада министра промышленности и строительства Республики Каната Шарлапаева:

  • в Казахстане планируют увеличить объемы производства машиностроительной продукции в 2 раза к 2028 году;
  • в сельскохозяйственном машиностроении Казахстана за последние 5 лет объемы производства в натуральном выражении выросли в 4 раза;
  • казахстанские сельхозтоваропроизводители обеспечены современной техникой отечественного производства, в том числе мировых брендов CLAAS, Horsch, Deutz Fahr. В текущем году привлечены новые крупные инвесторы — Amazone, Sampo и Zoomlion;
  • запущено производство крупногабаритных деталей: кабины тракторов (в том числе с белорусскими партнерами из МТЗ) и бункеры комбайнов; 
  • налажена кооперация между производителями и смежными производствами;
  • в городе Костанае создан Локализационный центр, где организованы цеха по производству компонентной базы (крупнейший в стране локализационный центр сельскохозяйственного машиностроения в Костанае ежегодно выпускает 25 тыс. единиц узлов, агрегатов, компонентов и запасных частей для сельхозтехники и автопрома);
  • дальнейшее развитие сектора будет сфокусировано на наращивании выпуска навесной и прицепной техники;
  • годовой объем производства сельскохозяйственной техники в Казахстане составляет 263 млрд тенге, прогнозируется рост до 300 млрд тенге в 2025 году.

Интересные тезисы из доклада президента Союза промышленных инвесторов Кайрата Еламанова:

  • в целом 9 из 10 приобретаемых тракторов и комбайнов собраны в Казахстане;
  • «решение о субсидировании фермеров при приобретении отечественной сельскохозяйственной техники в текущем году уже достигает эффекта: заинтересованность иностранных производителей к локализации положительно повлияет на рост производства и увеличение номенклатуры сельскохозяйственной техники. Сейчас ведутся предметные переговоры с иностранными производителями по локализации ранее ввозимой техники на действующих площадках. Это увеличит как объем производства, так и рабочие места в 2025 году»;
  • «в отрасли сельскохозяйственного машиностроения выпускаются тракторы и зерноуборочные комбайны на 8 предприятиях, которые уже полностью обеспечивают ежегодную потребность фермеров в данной технике. Ещё более 20 предприятий занимаются выпуском прицепной и навесной сельскохозяйственной техники, оборудования. Импортозависимость по ней ежегодно снижается. В следующем году производители планируют освоить операции по изготовлению зерновых бункеров, наклонных камер, измельчителей и кабин комбайнов»;
  • в производстве казахстанской сельскохозяйственной техники планируется рост до 30 млрд тенге;
  • в ближайшие годы планируется освоение производства печатных плат и штамповки металлических изделий.

Напомним, что ранее мы уже рассказывали о том, что за 9 месяцев 2024 года в Казахстане произвели более 5 тысяч тракторов и комбайнов, а также о том, что в Казахстане были пересмотрены правила предоставления субсидий на покупку сельскохозяйственной техники (субсидирование импортной продукции больше не осуществляется).

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

В Казахстане исключили субсидирование импортной сельхозтехники

Новый завод по сборке сельхозтехники Fendt и Valtra могут открыть в Казахстане