Concept X, ИИ и прозрачная сталь — куда идет мировое спецмашиностроение?

19.02.2024
Прочее
593
Концепция умного электрического экскаватора Future Xite от HD Hyundai на выставке CES 2024
Концепция умного электрического экскаватора Future Xite от HD Hyundai на выставке CES 2024

В каком направлении предстоит двигаться мировому и отечественному тракторо- и комбайностроению, да и в целом специализированному и сельскохозяйственному машиностроению? Ответы на эти глубокие вопросы по-прежнему ищет большое количество экспертов и специалистов рынка. При этом большинство инновационных и научно-технических изысканий в этом вопросе нельзя назвать очевидными, однако некоторые тренды выделить всё-таки можно. И они, к слову, будут общими и для сельскохозяйственных разработок, и для строительных или специализированных.

К примеру, на крупнейшей выставке умных технологий для разных отраслей экономики CES 2024 компания HD Hyundai впервые представила несколько действительно впечатляющих новинок — новые полностью электрические умные экскаваторы Concept X (концепция Future Xite) с искусственным интеллектом (ИИ), а также технологию «прозрачной» стали и ряд перспективных автономных решений для отрасли. Важно осознавать, что все новинки выглядят как законченные и готовые к эксплуатации разработки.

«Строитель будущего» или инновационная спецтехника Future Xite от HD Hyundai

В целом экспозиция HD Hyundai на выставке CES 2024 включала в себя три основные темы — Future Xite, Twin Xite и Zero Xite. По ним смело можно судить и о том, куда в частности двигается вся отрасль спецмашиностроения. Например, концепция экскаватора Future Xite от HD Hyundai демонстрирует полностью электрическую технику, которая использует в работе инновационный электропривод и электрические моторы, а также специализированные актуаторы для управления стрелой вместо гидравлического управления.

Данный прототип был впервые показан как масштабная модель будущего автономного экскаватора ещё на южнокорейской выставке оборудования в 2020 году, с тех пор разработка значительно эволюционировала. Теперь это полноразмерная версия экскаватора Concept X от HD Hyundai, которая впечатляет не только своими размерами, достигая почти 4,6 метров в высоту и демонстрируя четыре больших независимых шарнирно-сочлененных гусеничных модуля, работающих от электропривода, но и отсутствием кабины оператора, что подчёркивает акцент на автономных технологиях Xite Transformation​​.

Отметим и тот факт, что эти инновации направлены не только на устранение нехватки квалифицированных операторов на строительных площадках (проблема свойственна и для АПК), но и на облегчение работы операторов за счёт разработки новых технологий, позволяющих увеличить обзор с помощью проекций цифрового изображения на лобовое стекло.
Внешний вид экскаватора Concept X от HD Hyundai (источник: electrek.co / Жо Боррас)
Внешний вид экскаватора Concept X от HD Hyundai (источник: electrek.co / Жо Боррас)

Другая насущная проблема, которую Xite Transformation надеется решить, — это, конечно же, хроническая нехватка квалифицированных кадров в отрасли. «Хорошо обученные и профессионально подготовленные операторы спецтехники становятся все более редким явлением, и нехватка такого персонала, похоже, является постоянным сдвигом в культуре, а следовательно, и главным драйвером для подобного рода разработок, связанных с умным управлением и полной автоматизацией рабочих процессов.

Полноразмерная версия экскаватора Concept X от HD Hyundai и концепция Future Xite (источник: electrek.co / Жо Боррас)

При этом концепт электрического и автономного экскаватора, как утверждается, это лишь начало длинного пути реформирования рынка решений для спецзадач. Так, в обозримой перспективе ожидается представление ещё двух видов строительной техники — шарнирно-сочлененных самосвала и компактного колёсного погрузчика. Это, как заверяют в HD Hyundai, может произойти уже в 2025 году.

Дальнейшая эволюция спецтехники от HD Hyundai согласно концепция Future Xite (источник: electrek.co / Жо Боррас)

Технология «прозрачной стали» — «вижу ковш, верю в себя»

Автоматизация, это, конечно, неплохо, однако здесь важно задуматься и о конечном «целеполагании». Компания HD Hyundai чётко заявляет, что не стремится оставить операторов тяжелой техники без работы, группа также создает решения и думает над тем, чтобы облегчить жизнь водителей за рулем спецмашин. К примеру, именно для этих целей была презентована новая технология «прозрачной стали», которая позволяет операторам «видеть насквозь» металлический ковш своей машины.

Эта система работает с использованием целого набора умных датчиков, камер и мониторов, которые проецируют оцифрованное изображение камней, блоков или другого мусора, грузов или предметов, находящихся внутри ковша. Они служат для того, чтобы дать операторам полное представление о том, что у них там находится. Контроль за всеми рабочими операциями в цикле глобальный, так что это вполне может помочь операторам лучше ориентироваться в пространстве, а также предвидеть смещение груза или избегать столкновений с препятствиями, а также нежелательных повреждений опасных линий электропередач и газопроводов​​.

Напомним, что ранее в 2020 году европейское подразделение Doosan Group, имеющее отношение к группе Hyundai, также показывало систему «прозрачного ковша» для колесных погрузчиков. Решение представляло собой уникальную систему, состоящую из двух камер (верхней и нижней). При этом информация, получаемая за счет них, в автоматическом режиме объединялась и передавалась в реальном времени на монитор непосредственно в кабине. Очевидно, что теперь эта технология была доработана и усовершенствована, став куда более точной и современной.

Отметим, что «слепые зоны» при работе с ковшом всегда были серьезной проблемой с точки зрения безопасности и функциональности. Новая опция позволяет оператору техники легко проверять любое пространство перед ковшом с помощью монитора в кабине, что повышает безопасность и помогает предотвратить несчастные случаи. Кроме того, система призвана помочь в увеличении оперативности и эффективности работы путем улучшения обзорности при погрузке/разгрузке или перемещении материалов. 

Технология «прозрачной стали» и «прозрачного ковша» для спецтехники

Новый автономный бульдозер Concept-X2

Но вернемся к автономным машинам, ведь вышеназванные решения это были ещё не все премьеры компании HD Hyundai. На CES 2024 бренд также впервые презентовал обновленный и полностью готовый к эксплуатации компактный автономный робот-бульдозер DD100-CX (входящий в концепцию Concept-X2). Техника способна управляться централизованно, анализировать рабочее пространство вокруг и задачи, которые ей предстоит выполнять. Машина также способна (помимо основных рабочих задач) в автоматическом режиме обследовать строительные или иные площадки с помощью модулей 3D-сканирования и максимизировать производительность за счет составления наиболее эффективного плана работ.

Удаленный мониторинг, диагностика данных, таких как местоположение и рабочая ситуация, состояние ключевых компонентов и обнаружение аномальных сигналов, прогнозирование и самодиагностика, дистанционное управление — всё это реально и больше не является чем-то «в далеком будущем», такие технологии уже доступны, «здесь и сейчас». В основе разработки Concept-X2 лежит философия, которая ставит успех конечных пользователей на первый план, и это системная и стратегическая позиция разработчика. 

Автономный бульдозер Concept-X2 на выставке CES 2024

Среди других особенностей данного оборудования — силовая установка соразмерной мощностью до 86,5 кВт (точное значение пока не уточняется), гибридная трансмиссия, новое решение Quarry-X, предназначенное для интеграции всех операционных процессов, автономное управление ведущим отвалом на основе GNSS, новая система управления Tilt Rotator и умный интегрированный режим и алгоритм 3D-планирования работ, усовершенствованная технология безопасности E-stop и новый бескабинный дизайн.

О чем же всё это нам говорит? А всё о том же! Автоматизация и электрификация, упрощение работ на сложных задачах и повышение их эффективности, решение проблем «кадрового голода» и поиск альтернативных и куда более экологичных вариантов спецмашин  — это то, к чему идет рынок, над чем он будет работать в ближайшие годы и где будет прогрессировать, причем как в отрасли дорожно-строительного и специализированного, так и в сфере сельскохозяйственного машиностроения. В этом случае цели и задачи ставятся идентичные, естественно при учете более глубокой специализации и адаптации в каждом из отдельных случаев. Панацея это или нет, покажет только время. Нам остается только наблюдать и изучать, а изучать, скорее всего, в следующую «пятилетку» придется много...

Подготовлено по материалам electrek.co.

За помощь в подготовке материала выражаем огромную благодарность руководителю комитета Союза Промышленников «Прогресс» Андрею Никонову. Приятно осознавать, что лидеры отрасли и сам Союз, объединяющий главных игроков российского сельхозмашстроя, следят за трендами и инновациями в мире и оценивают актуальность не только их применения, но и разработки, адаптации и практикоориентированности.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Десять самых «безумных» концептов тракторов будущего

Перспективы мирового сельхозмашиностроения — мнение Андрея Никонова, СП Прогресс