В каком направлении предстоит двигаться мировому и отечественному тракторо- и комбайностроению, да и в целом специализированному и сельскохозяйственному машиностроению? Ответы на эти глубокие вопросы по-прежнему ищет большое количество экспертов и специалистов рынка. При этом большинство инновационных и научно-технических изысканий в этом вопросе нельзя назвать очевидными, однако некоторые тренды выделить всё-таки можно. И они, к слову, будут общими и для сельскохозяйственных разработок, и для строительных или специализированных.
К примеру, на крупнейшей выставке умных технологий для разных отраслей экономики CES 2024 компания HD Hyundai впервые представила несколько действительно впечатляющих новинок — новые полностью электрические умные экскаваторы Concept X (концепция Future Xite) с искусственным интеллектом (ИИ), а также технологию «прозрачной» стали и ряд перспективных автономных решений для отрасли. Важно осознавать, что все новинки выглядят как законченные и готовые к эксплуатации разработки.
В целом экспозиция HD Hyundai на выставке CES 2024 включала в себя три основные темы — Future Xite, Twin Xite и Zero Xite. По ним смело можно судить и о том, куда в частности двигается вся отрасль спецмашиностроения. Например, концепция экскаватора Future Xite от HD Hyundai демонстрирует полностью электрическую технику, которая использует в работе инновационный электропривод и электрические моторы, а также специализированные актуаторы для управления стрелой вместо гидравлического управления.
Данный прототип был впервые показан как масштабная модель будущего автономного экскаватора ещё на южнокорейской выставке оборудования в 2020 году, с тех пор разработка значительно эволюционировала. Теперь это полноразмерная версия экскаватора Concept X от HD Hyundai, которая впечатляет не только своими размерами, достигая почти 4,6 метров в высоту и демонстрируя четыре больших независимых шарнирно-сочлененных гусеничных модуля, работающих от электропривода, но и отсутствием кабины оператора, что подчёркивает акцент на автономных технологиях Xite Transformation.
Другая насущная проблема, которую Xite Transformation надеется решить, — это, конечно же, хроническая нехватка квалифицированных кадров в отрасли. «Хорошо обученные и профессионально подготовленные операторы спецтехники становятся все более редким явлением, и нехватка такого персонала, похоже, является постоянным сдвигом в культуре, а следовательно, и главным драйвером для подобного рода разработок, связанных с умным управлением и полной автоматизацией рабочих процессов.
При этом концепт электрического и автономного экскаватора, как утверждается, это лишь начало длинного пути реформирования рынка решений для спецзадач. Так, в обозримой перспективе ожидается представление ещё двух видов строительной техники — шарнирно-сочлененных самосвала и компактного колёсного погрузчика. Это, как заверяют в HD Hyundai, может произойти уже в 2025 году.
Автоматизация, это, конечно, неплохо, однако здесь важно задуматься и о конечном «целеполагании». Компания HD Hyundai чётко заявляет, что не стремится оставить операторов тяжелой техники без работы, группа также создает решения и думает над тем, чтобы облегчить жизнь водителей за рулем спецмашин. К примеру, именно для этих целей была презентована новая технология «прозрачной стали», которая позволяет операторам «видеть насквозь» металлический ковш своей машины.
Эта система работает с использованием целого набора умных датчиков, камер и мониторов, которые проецируют оцифрованное изображение камней, блоков или другого мусора, грузов или предметов, находящихся внутри ковша. Они служат для того, чтобы дать операторам полное представление о том, что у них там находится. Контроль за всеми рабочими операциями в цикле глобальный, так что это вполне может помочь операторам лучше ориентироваться в пространстве, а также предвидеть смещение груза или избегать столкновений с препятствиями, а также нежелательных повреждений опасных линий электропередач и газопроводов.
Напомним, что ранее в 2020 году европейское подразделение Doosan Group, имеющее отношение к группе Hyundai, также показывало систему «прозрачного ковша» для колесных погрузчиков. Решение представляло собой уникальную систему, состоящую из двух камер (верхней и нижней). При этом информация, получаемая за счет них, в автоматическом режиме объединялась и передавалась в реальном времени на монитор непосредственно в кабине. Очевидно, что теперь эта технология была доработана и усовершенствована, став куда более точной и современной.
Отметим, что «слепые зоны» при работе с ковшом всегда были серьезной проблемой с точки зрения безопасности и функциональности. Новая опция позволяет оператору техники легко проверять любое пространство перед ковшом с помощью монитора в кабине, что повышает безопасность и помогает предотвратить несчастные случаи. Кроме того, система призвана помочь в увеличении оперативности и эффективности работы путем улучшения обзорности при погрузке/разгрузке или перемещении материалов.
Но вернемся к автономным машинам, ведь вышеназванные решения это были ещё не все премьеры компании HD Hyundai. На CES 2024 бренд также впервые презентовал обновленный и полностью готовый к эксплуатации компактный автономный робот-бульдозер DD100-CX (входящий в концепцию Concept-X2). Техника способна управляться централизованно, анализировать рабочее пространство вокруг и задачи, которые ей предстоит выполнять. Машина также способна (помимо основных рабочих задач) в автоматическом режиме обследовать строительные или иные площадки с помощью модулей 3D-сканирования и максимизировать производительность за счет составления наиболее эффективного плана работ.
Удаленный мониторинг, диагностика данных, таких как местоположение и рабочая ситуация, состояние ключевых компонентов и обнаружение аномальных сигналов, прогнозирование и самодиагностика, дистанционное управление — всё это реально и больше не является чем-то «в далеком будущем», такие технологии уже доступны, «здесь и сейчас». В основе разработки Concept-X2 лежит философия, которая ставит успех конечных пользователей на первый план, и это системная и стратегическая позиция разработчика.
Среди других особенностей данного оборудования — силовая установка соразмерной мощностью до 86,5 кВт (точное значение пока не уточняется), гибридная трансмиссия, новое решение Quarry-X, предназначенное для интеграции всех операционных процессов, автономное управление ведущим отвалом на основе GNSS, новая система управления Tilt Rotator и умный интегрированный режим и алгоритм 3D-планирования работ, усовершенствованная технология безопасности E-stop и новый бескабинный дизайн.
О чем же всё это нам говорит? А всё о том же! Автоматизация и электрификация, упрощение работ на сложных задачах и повышение их эффективности, решение проблем «кадрового голода» и поиск альтернативных и куда более экологичных вариантов спецмашин — это то, к чему идет рынок, над чем он будет работать в ближайшие годы и где будет прогрессировать, причем как в отрасли дорожно-строительного и специализированного, так и в сфере сельскохозяйственного машиностроения. В этом случае цели и задачи ставятся идентичные, естественно при учете более глубокой специализации и адаптации в каждом из отдельных случаев. Панацея это или нет, покажет только время. Нам остается только наблюдать и изучать, а изучать, скорее всего, в следующую «пятилетку» придется много...
Подготовлено по материалам electrek.co.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.