Мало кто помнит об уникальном для рынка своего времени тракторе Dutra D4K, призванном заменить гусеничные тракторы в тот период. Его историю вспомнил и подробно рассказал портал agroportal24h.cz.
Dutra D4K представлял собой полноприводный трактор от венгерского тракторного завода Roter Stern. D4K был преемником полноприводного трактора UE-28 и производился в двух основных версиях: D4K и D4K B.
Первоначально агрегат был изготовлен в формате прототипа Dutra D4K 70, который имел дизельный двигатель WD 413 от Csepel с максимальной мощностью 70 л.с. при 1650 об/мин. С трехступенчатой коробкой передач были достигнуты скорости от 3,3 до 19,5 км/ч в прямом направлении и от 1,3 до 4,0 км/ч в обратном направлении.
Модель Dutra D4K, уже пошедшая в серийное производство, также получила дизельный двигатель от Csepel. Но на этот раз это уже был более современный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 5,5 л, который развивал мощность 65 л.с. при 1650 об/мин. Мотор крепился к раме перед передним мостом и мог быть относительно быстро заменен. Благодаря такому расположению трактор в то время имел большой вес, необходимый для работы с тяжелыми орудиями и не устойчивости на неровностях.
Стандартная комплектация Dutra D4K также имела трехступенчатую коробку передач. Кроме того, трансмиссия имела две передачи для медленного движения и две передачи для заднего хода. Диапазон скорости движения вперед немного обновленного трактора составлял от 1,14 до 21,55 км/ч. Передний привод можно было отключить, а оси соединить карданным валом, который проходил относительно далеко влево между осями. Дифференциал заднего моста имел ручную блокировку. Рулевое управление с гидроусилителем стало устанавливаться на технику только с 1964 года.
С 1964 года также производилась еще одна модификация Dutra D4K — Dutra D4K B, которая оснащалась шестицилиндровым дизельным двигателем Csepel 613.15 рабочим объемом 7983 см³ и мощностью 90 л.с. при 1850 об/мин. Этот двигатель также использовался в некоторых автобусах Икарус.
Двигатели других производителей, таких как Perkins или Scania, в том числе Perkins 6 354 объемом 5801 см3 и мощностью 90 л.с. (67 кВт), также использовались для экспорта в несоциалистические страны.
При этом D4K также экспортировался в Великобританию с дизельным двигателем объемом 5391 куб. см и мощностью 85 л.с. при 2200 об/мин. Из-за того, что всегда использовалась одна и та же коробка передач, экспортные варианты с двигателями с более высокими скоростями достигали скорости примерно до 30 км/ч.
В некоторых случаях использовались двигатели Steyr (WD 610). Трактор тогда назывался Steyr-Dutra 110 или Steyr-Dutra 1300.
Тракторы Dutra D4K особенно подходили для тяжелой обработки почвы, для которой ранее использовались гусеничные тракторы. До появления Dutra D4K, гусеничные модели считались относительно шумными и не очень удобными. В 1964-1975 годах было произведено в общей сложности около 15000 единиц Dutra D4K B. Успешное производство тракторов Hofherr и Dutra в Венгрии привело к интересам власти. Крупнейшим экспортным покупателем была ГДР, которая закупила около 4000 штук Dutra D4K B. Прейскурантная цена в то время составляла 39500 немецких марок, а в Соединенном Королевстве самая дешевая версия стоила 3445 фунтов стерлингов.
После распада ГДР, тракторы Dutra D4K, использовавшиеся в государстве, в 1970-х годах были заменены тракторами ZT 300 и K-700.
При этом сельскохозяйственные производственные кооперативы получали квитанции на новые К-700 только в том случае, если они доказали отказ от тракторов Dutra D4K. По этой причине практически все тракторы Dutra D4K в ГДР были утилизированы и не сохранились до настоящего времени.
Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.