Альянс малой авиации предупредил о рисках из-за дронов

19.07.2023
Прочее
210
Фотография носит иллюстративный характер

Авиационный альянс «Аэрохимфлот» указал на риски из-за новых правил для полетов дронов в России с 01 марта 2024 года. В организации считают, что из-за корректировки правил использования воздушного пространства беспилотниками с 01 марта 2024 года вырастут риски авиакатастроф, малые авиаторы также уверены, что при этом данные изменения выведут дроны из серой зоны. Об этом говорится в материале, опубликованном на сайте авиационного альянса, со ссылкой на статью РБК.

В воздушном пространстве России весной 2024 года появятся тысячи беспилотных воздушных судов (дронов) весом до 30 кг (в том числе сельскохозяйственных), летающих без каких-либо правил и ответственности за свою деятельность, что неизбежно приведет «к массовым нарушениям и авиакатастрофам». Об этом говорится в письме главы альянса «Аэрохимфлот» Клима Галиуллина, которое он отправил министру транспорта Виталию Савельеву 10 июля (РБК ознакомился с копией обращения — ее предоставили в пресс-службе альянса).

Почему же могут возникнуть риски? Обеспокоенность альянса вызвало Постановление Правительства РФ № 1016, принятое «для развития беспилотной авиации» и изменившее федеральные правила использования воздушного пространства. Так, с 1 марта 2024 года разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоема в светлое время суток. Дрон должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс по представлению региональных и местных властей.

Для организации таких полетов беспилотников весом до 30 кг не потребуется подавать авиационным властям план перемещения. Также упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве — для выполнения авиахимических работ при борьбе с вредителями. Так, эксплуатанты смогут совершать полеты на высоте менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве, отмечали в Росавиации.

Но эти изменения вместе с приказом Минтранса, подписанным Савельевым в октябре 2022 года, выводят дроны массой до 30 кг из-под государственного контроля и снимают любую ответственность с лиц, управляющих беспилотниками на высоте до 150 м над земной и водной поверхностью, «делая их абсолютно безнадзорными», пишет Галиуллин.

«Мы не против появления и развития беспилотных авиационных систем как таковых, мы их тоже эксплуатируем. Мы выступаем за безопасность всех, кто в небе, что могут обеспечить лишь единые правила для пилотируемых и беспилотных воздушных судов», — пояснил РБК глава альянса. Но пока с 01 марта 2024 года «мы все под угрозой столкновения», считает он.

Ответ на письмо будет направлен в «Аэрохимфлот» «в установленном порядке», сказал РБК представитель Минтранса, отказавшись от дополнительных комментариев. В пресс-службе Государственной корпорации по организации воздушного движения сообщили, что строго придерживаются действующих нормативных документов, но в компетенцию предприятия не входит оценка принятых нормативных актов.

«Фактически при попустительстве регулятора в стране создается опасный прецедент — различные правила полетов для разных участников единого воздушного пространства», — считает он. В результате для полетов беспилотников не будут соблюдаться некоторые ограничения (к примеру, по высоте и удалению от аэродромов). Это «неизбежно приведет к массовым нарушениям и авиакатастрофам», — полагает глава «Аэрохимфлота».

Галиуллин предложил Минтрансу исключить положения, допускающие двойные правила использования воздушного пространства. Он напомнил, что ранее ведомство «фактически признало ошибку» в отношении электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), «поскольку после тысяч дорожно-транспортных происшествий пытается ввести ответственность для водителей СИМ». В октябре 2022 года правительство утвердило поправки к правилам дорожного движения, касающиеся самокатов. Они, в частности, вводят ограничения скорости езды до 25 км/ч и массы самого устройства до 35 кг. Подобное волевое решение требуется и для беспилотников с агродронами.

С расширенной версией материала и информацией о том, что говорят о ситуации другие эксперты отрасли, можно ознакомиться на сайте РБК или же Авиационного альянса «Аэрохимфлот» по ссылке

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Яндекс Дзен и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

Правительство РФ упростило порядок организации полетов беспилотников

В МАИ создали два дрона для сельского хозяйства