Компания Zoomlion не сбавляет темпов и продолжает демонстрировать «впечатляющие» результаты деятельности на российском рынке сельхозтехники. Данный китайский бренд является одним из ярких примеров того, как новым игрокам стоит заходить в Россию со своими тракторами и комбайнами, а также, как эффективно работать в нашей стране, показывая достойные цифры по поставкам и продажам. По сути, этот бренд за 2-3 года превратился из «новичка» в одного из лидеров отрасли. Нужны доказательства? Они есть! Так, на прошедшей выставке «ЮГАГРО 2023» российское представительство Zoomlion Heavy Industry Rus провело пресс-конференцию, на которой представило новые агромашины и подвело итоги года, они, кстати, действительно удивили с хорошей стороны.
Выяснить все подробности о совершенно новых и просто улучшенных моделях, а также узнать про основные тенденции рынка сельхозтехники в России, итогах года и планах на следующий сезон мы решили у коммерческого директора Zoomlion Heavy Industry Rus Рината Амирова. О том, чем сегодня «дышит» и куда идет бренд, а также каких успехов компании удалось достичь в непростом 2023 году — в нашем новом материале.
Ринат Амиров. Уже по традиции «ЮГАГРО 2023» стало для нас итоговой отметкой, на которой мы подвели итоги уходящего года и наметили основные планы на будущий сезон. Так было в прошлом году, так получилось и в этом. На выставке мы демонстрировали наши основные модели тракторов: это обновленная серия RS1604 PRO мощностью 160 л.с. и PL2304 мощностью 230 л.с., в этом году эти агрегаты активно покупались фермерами.
При этом мы показали и абсолютную новинку для российского рынка — трактор Zoomlion RG2004. Данная машина дополняет собой модельный ряд тракторов RN, RS и PL, это продолжение тракторной линейки, которая ранее была представлена только в мощностном диапазоне от 90 до 160 л.с., а затем сразу 230 л.с.
Ринат Амиров. Показанный на мероприятии RG2004 отличается по своей компоновке, размерам, весу и габаритам от RN и RS PRO. Трактор комплектуется шестицилиндровым двигателем Yuchai с усовершенствованной технологией турбонаддува и прямого впрыска Bosch с электронным управлением мощностью 200 л.с., а также коробкой с 16 передачами переднего и 16 заднего хода.
Ринат Амиров. В машине уже учтены все пожелания российских аграриев, которые ранее завод Zoomlion внедрял в производство версий PRO у серий RN и RS. В осенний период текущего года трактор RG2004 уже прошел полевые испытания в агрохозяйствах Урала и Поволжья.
Ринат Амиров. Среди других ключевых характеристик: топливный бак емкостью 375 литров, усиленное шасси, которое обеспечивает стабильное зацепление и большую несущую способность, оптимальная конструкция и компонентная база для тяжелых операций и работы с тяжелыми орудиями, а также новая система управления и дизайн.
Кроме того, новый трактор получил спидометр, сигнальные огни для безопасности вождения, а также четыре узкие стойки, уменьшающие слепые зоны и позволяющие обеспечить максимальный обзор для оператора.
Об этой технике мы уже слышим хорошие отзывы и от наших дилеров, и от наших аграриев. Сегодня компания получает первые заказы, а первая партия этих тракторов уже находится на складах дилеров, фермеры её могут купить. Планируем активно поработать по этой линейке в следующем сезоне.
Ринат Амиров. Да, в 2023 году мы привезли в Россию новый зерноуборочный комбайн Zoomlion TF150. Это улучшенная версия модели TF120, решение об усовершенствовании которой было принято по итогам тестовой эксплуатации в Ставропольском крае.
Мы довели до завода требования и просьбы фермеров и на выходе, спустя каких-то полгода, получили существенно модернизированную машину, которая вместила в себя большинство требований тружеников села. Новый комбайн мы получили в конце лета, так что он успел пройти комплексные полевые испытания в Сибири и Алтайском крае, причем не только в полях фермеров, но и на базе Алтайской машиноиспытательной станции, став первой китайской техникой, прошедшей такие тесты на отечественном рынке на базе МИС. У нас практически у единственных среди китайских компаний, работающих в РФ, теперь есть профессиональный отчет испытателей о работе такого рода агрегатов и их технических параметрах.
Ринат Амиров. Результаты нас порадовали, ведь работа молотильно-сепарирующего устройства и системы очистки показала высокое качество зерна в бункере, а общий уровень потерь не превышал нормативных показателей 1-2%. Машина также показала хороший уровень энергообеспеченности при умеренных показателях расхода топлива. Также в ходе испытаний комбайн подтвердил заявленную производительность и пропускную способность. В целом мы очень довольны итогами этих тестов.
Ринат Амиров. По итогам этого года мы такие запросы, в первую очередь, от наших дилеров получали, так что всё может быть. В целом мы не боимся такого рода испытаний, и даже, наоборот, к ним готовы. В перспективе этот момент обязательно будет рассмотрен. Такого рода проверки помогут сделать нашу технику еще более конкурентоспособной.
Ринат Амиров. Основной акцент был сделан на увеличение мощности и улучшение системы очистки. Не будем скрывать, у нас ранее были моменты, которые не совсем устраивали фермеров, сейчас все вопросы по этой проблеме решены. Были проделаны дополнительные уплотнения и проведены все необходимые регулировки, так как техника всё-таки роторная. Еще один важный момент — сейчас мы также дорабатываем саму жатку, систему нивелирования и технологию копирования рельефа.
В целом информацию обо всех лучших разработках, флагманских машинах других брендов и том, как они выглядят на нашем рынке, мы передаем на завод. Техника доводится, если так можно выразиться, «до ума» — под конкретные ожидания наших фермеров. Сейчас комбайн уже способен агрегатироваться с зерновыми жатками с рабочей шириной захвата 7 метров.
Ринат Амиров. Сегодня почти четверть китайских тракторов, купленных аграриями России в 2023 году — техника Zoomlion, и мы этим гордимся. Компания стала лидером по продажам на российском рынке в сегментах поставляемой техники от 90 до 230 л.с. В 2023 году доля бренда увеличилась на 8% и составила 26%, а в некоторых регионах достигла 45%. Это реальные цифры.
Ринат Амиров. Мы также номер 1 по импорту тракторов в Россию среди всех заводов Китая, это признают все участники рынка. Еще один серьезный показатель, которого удалось достигнуть всего за 2 года.
Ринат Амиров. В 2023 году компания Zoomlion AG (направление сельскохозяйственной техники) была сфокусирована на целом ряде направлений. Так, команда усилила сервисную поддержку клиентов, увеличила номенклатуру запчастей, расширила дилерскую сеть и модельный ряд. Дилерская сеть Zoomlion AG в России теперь охватывает почти все аграрные регионы. Сегодня в нее входит 33 компании, которые обеспечивают сервисное обслуживание и поставку техники и запчастей в 75 регионов страны.
Ринат Амиров. Для усиления компетенций сотрудников дилеров в октябре был открыт современный тренинг-центр, который позволит вывести подготовку сервисных инженеров на новый уровень (но об этом чуть позже).
В рамках усиления сервиса были реализованы 7 программ модернизации техники клиентов. Они распространялись на все машины, поставленные в Россию с момента присутствия бренда на рынке. Кроме того, в ноябре компания запустила программу межсезонной инспекции техники — сервисный тур.
Ринат Амиров. Поработали мы и по направлению «запчастей и логистики». В 2023 году номенклатура запасных частей в наличии на складах в РФ была расширена в 2 раза. Помимо склада запасных частей в Уфе, компания ввела в строй ещё один, в Москве, с оптимизированной логистикой поставок (класс А, он более высокого уровня), а также возможностью ускоренной экспресс-доставки. Для приема техники из Китая на территории РФ работает 8 хабов, обеспечивающих оперативную доставку тракторов в любой из регионов присутствия в срок от 2 до 7 дней.
Ринат Амиров. Лидерство Zoomlion AG на российском рынке — это не случайность, а слаженная интенсивная работа огромного количества вовлеченных и неравнодушных людей. Сегодня аграрии могут получать полноценную поддержку и техническое обслуживание техники Zoomlion в каждом из регионов присутствия наших дилеров. Неоценимый вклад в общий успех привнесли наши лизинговые партнеры, с чьей помощью аграриям была поставлена почти половина техники Zoomlion.
Ринат Амиров. Важно понимать, что, как и все, в середине этого года мы наблюдали резкое падение спроса на технику на рынке, при этом мы достаточно быстро «подкорректировали» свои планы и адаптировались к ситуации. Как итог — год для нас, вопреки всем сложностям, сложился крайне удачно.
Ринат Амиров. Повторюсь, в этом году модельный ряд Zoomlion пополнился тремя машинами — зерноуборочным комбайном TF150 и тракторами RG1804 и RG2004 мощностью 180 и 200 л.с. соответственно. Все агрегаты уже доступны к заказу. Кроме того, на выставке CIAME 2023 в Ухани был показан новый китайский трактор Zoomlion RK-604 (про эту модель, кстати, никто на российском рынке ранее не говорил). Трактор комплектуется двигателем мощностью от 50 до 80 л.с., гидравликой производительностью 37 л/минуту и трансмиссией 12F+12R. Ожидаем эту технику и в России.
Ринат Амиров. В этой линейке будет несколько моделей. Особо значимым, согласно потребностям рынка, станет исполнение с 80-сильным двигателем. В этом вопросе мы ориентируемся на обратную связь с аграриями и уже отмечаем, что агрегаты в таком мощностном классе будут крайне актуальными и востребованными. Также мы планируем продолжить развитие серии тракторов PL, представив на рынок трактор мощностью 260 л.с.
Ринат Амиров. Сегодня мы можем официально объявить, что следующим этапом развития станет создание современного гибридного трактора. Это будет уникальный высокомощный трактор, работающий на «новой энергии», на данный момент такая техника не имеет аналогов ни у китайских, ни у европейских производителей.
Гибридный трактор будет работать по принципу «дизель + электро» с мощностью в диапазоне 340-370 л.с. Ключевые рабочие органы будут «питаться» от электропривода. Основной концепт будет именно в этом. Сейчас у бренда есть и видение, и понимание того, какой в итоге должна получиться данная агромашина. В настоящее время идет активная разработка и тестирование такого трактора в наших научно-исследовательских центрах в Европе и Северной Америке (в этих центрах занимаются разработкой всех уникальных технологий Zoomlion). Такая модель уже существует как прототип, мы же в России ждем на тестах уже полностью готовый трактор. Ожидается, что премьера состоится в 2024 году.
Ринат Амиров. Покупатели наших тракторов и комбайнов — самые разные категории фермеров, есть и «крупняки», и небольшие хозяйства. При этом у нас есть большой проект по работе с ключевыми клиентами. Практически у всех дилеров компании по стране есть примеры поставок в большие агрохолдинги. Самый яркий — отгрузка тракторов Zoomlion в небезызвестный «Мордовский бекон». Сюда мы поставили 6 единиц техники PL2304. Из других примеров — агрохолдинг «Чистополье» в Татарстане.
Ринат Амиров. По отдельным тракторам серии RN/RS наработка уже «перевалила» за 4000 моточасов. Штатное ТО и какие-то мелочи, при этом никаких глобальных вопросов о капитальном ремонте или даже полной замене двигателей или коробок у нас не стоит на повестке, мы с этим не сталкивались. Всё работает в штатном режиме, эксплуатацией этих тракторов фермеры в целом довольны.
Ринат Амиров. Тут важно понимать, что по узлам, деталям и комплектующим мы работаем только от завода, у нас все поставки официальные, и других поставок мы даже не рассматриваем. Да, комплектующие у нас позиционируются как продукция европейского класса, многие из них завод выпускает на собственной площадке самостоятельно, что-то — на площадках предприятий-партнеров, но это всё элементы одной производственной цепочки. Никаких проблем с тем, что кто-то там вдруг перестанет поставлять запчасти на завод нет, потому что у нас расширенная сеть заводов, входящих в единую производственную структуру.
У нас есть всё, и мы на 100 % обеспечены сборочными узлами по основной линейке выпускаемых на заводе в Китае тракторов. Нас это никак не касается, вся техника собирается исключительно на китайском заводе, эту функцию берет на себя головное предприятие, сложностей нет.
Ринат Амиров. Тут вопрос очень простой. Zoomlion всегда очень аккуратно относился к вопросу выбора поставщиков того или иного оборудования. В случае с ВОМом мы решили всё-таки остановиться на предложении от одной из европейских компаний. Это оригинальные европейские комплектующие.
Да, вопрос немного затянулся из-за проблем с логистикой по направлению «Европа-Китай», а также по причине более длительных испытаний по адаптации. Но мы своё обещание сдержим, и до конца года наш флагманский трактор Zoomlion PL2304 (230 л.с.) получит переднее навесное устройство (ПНУ) и передний ВОМ. Модели поступят на склады дилеров в ближайший месяц. Так что в график мы уложимся, вопрос решенный. Сейчас мы уже думаем больше о том, как подготовить эту машину к работе в следующем агросезоне. Основная задача переднего ВОМа — агрегатирование с кормозаготовительным оборудованием. Мы хотим, чтобы к маю — июню 2024 года эти машины уже были полностью готовы и доступны для покупки.
Ринат Амиров. Да, мы решили создать в России современный R&D-центр, который позволит нашим российским специалистам, учитывая высокий уровень понимания рынка и запросов отечественных фермеров, принимать непосредственное участие как в улучшении уже вышедших на рынок агрегатов, так и в проектировании, разработке и создании абсолютно новых моделей техники. Это будет уникальный проект для нашего рынка по степени открытости, технологичности и инновационности. Важно понимать и то, что этот центр будет работать не только под запросы российского рынка, но и под Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан — в целом под все рынки стран СНГ, где мы уже присутствуем и активно работаем. Центр появится в Уфе.
Другой важный аспект — подготовка квалифицированных кадров. Компания Zoomlion AG открыла в РФ собственный тренинг-центр, где будет проводить обучение сотрудников своих дилерских центров. Внедрение непрерывного обучения позволит обеспечить компании достойный уровень подготовки технического персонала и улучшать техподдержку. В настоящее время для обеспечения более квалифицированного обслуживания Zoomlion AG уже сформировал сертификацию по четырем уровням подготовки: от базовых технических знаний до продвинутых диагностических процедур и ремонтов с контролем квалификации обучающихся и выдачей сертификатов установленного компанией образца.
Ринат Амиров. Профессионально обученный штат дилеров — ключевой инструмент обслуживания. Какую бы высокотехнологичную продукцию не создавала компания, в конечном итоге покупатели ведут коммуникацию с представителями и получают помощь от них. Поэтому мы придаем большое значение обучению и уверены, что оно существенно повысит компетенции технических специалистов. Сегодня уже проводятся программы обучения первого уровня подготовки, где преподаются базовые курсы по электротехнике, электронике, гидравлике и теории ДВС. После них сервисные механики допускаются к обслуживанию техники и дальнейшим этапам обучения.
На текущий период мы планируем, что программы должны пройти 280 человек: 120 сотрудников по базовым курсам, 90 по курсам второго уровня и 70 по третьему уровню. Обучение будет проходить в очной форме с техникой. Практика включит в себя изучение всей линейки техники, а именно тракторы Zoomlion серий RN, RS, RG, PL, а также комбайн TF.
Ринат Амиров. Всё в процессе, мы уже двигаемся в сторону реализации этого проекта. Сборочное производство тракторов китайской компании Zoomlion, как и анонсировалось ранее, планируется организовать на базе предприятия «Башсельхозтехника» под Уфой. На первом этапе речь идет про организацию крупноузловой сборки тяжелых тракторов бренда на уже существующих мощностях. Впоследствии планируется построить отдельный цех по производству тракторов в Башкирии. Со временем в регионе может появиться полноценное локализованное производство спецтехники.
Ринат Амиров. В целом мы уже точно определись с тем, что база «Башсельхозтехники» нам подходит, если говорить о том объеме выпускаемой техники, который мы для себя определили.
Ринат Амиров. Этот проект стал ответным решением на повышение ставок утилизационного сбора. При этом он носит и социальный характер, ведь это новые рабочие места, новые мощности. Для нас он тоже станет крайне выгодным, так как речь идет об упрощении логистики, снижении финансовой нагрузки по отдельным статьям затрат по себестоимости. Плюс повышенное внимание со стороны государства и господдержка — это тоже важный фактор.
Ринат Амиров. По металлу у нас вопросов не было никогда, аграриев всё устраивает. По гидравлике было замечание, что не было плавающего положения у гидросистемы, но на всех тракторах 2023 года это решение уже реализовано, теперь проблем с этим также нет. По трансмиссии и заднему мосту вопросов также нет. Да и в целом, какие могут быть вопросы, трансмиссия у тракторов — ZF (причем не лицензионная копия, а настоящая), мосты — Carraro. Ни для кого не секрет, что Китай — это мировая фабрика продукции, и, если говорить о машиностроении, у страны достаточно компетенций, чтобы делать современные и качественные запчасти.
Касаемо увеличения потока гидравлики, вопрос также уже решен. Со следующего года в тракторах PL появится опция повышенной производительности гидравлики. При этом уже с этого агросезона данные тракторы поставлялись фермерам в двух комплектациях (на выбор) — в исполнении со спаркой колес или с широкими одинарными задними колесами.
Всё это призвано повысить эргономику и функциональность, и над этим мы работаем непрерывно. Мы в целом работаем не только над усовершенствованием перспективных моделей, но и над улучшением и модернизацией агромашин, которые уже есть в хозяйствах реальных фермеров.
Ринат Амиров. Существует программа улучшения техники. Наша команда техподдержки работает совместно с технологами завода. Мы специально готовим отчеты, которые отправляем на завод, и уже получаем обратную связь: что, когда и в какие сроки будет реализовано. Как пример таких моментов улучшения, в планах будущего года по тракторам RN и RS мы заменим старые сиденья оператора на новые. Они получат увеличенную высоту спинки кресла, боковую поддержку и в целом станут более удобными. Также у нас будут доработки по интерьеру, цветовой гамме салона (у нас было пожелание от фермеров, чтобы сделать пластик менее марким и светлым).
Ринат Амиров. Конечно. Уже сейчас в Китае тестируют и агродроны, и первые беспилотные зерноуборочные комбайны, оснащенные технологиями искусственного интеллекта, и собственные системы навигации, телеметрии и автоматизации. Появятся ли эти продукты в скором времени в России? — вопрос «со звездочкой», однако внутри компании разговоры об этом идут, рассматриваются вопросы сертификации, тестирования и апробации.
Ринат Амиров. Кроме того, и сами тракторы скоро станут умнее. В прошлом году мы уже говорили о том, что в наши планы входит представление продуктов, которые дадут аграриям комплексное решение. Мы видим необходимость развития бренда как «фуллайнера», чтобы аграрий, работая с Zoomlion, мог получить целую технологию. Теперь, речь в частности идет о развитии линейки терминалов, систем навигации, TouchScreen.
Не так давно Zoomlion выкупил завод по производству умных технологий SmartFarming, сейчас это подразделение готовит ряд новинок, которые после прохождения всех доработок, сертификации и подготовки к нашим условиям станут доступны для тракторов, поставляемых на российский рынок.
Ринат Амиров. Не скажу за всех китайских производителей, но скажу конкретно за Zoomlion. Мы «играем вдолгую» и пришли в Россию всерьез и надолго. При этом, моё четкое убеждение, что, если кто-то захочет вернуться, пусть они сами думают, как приспособиться к рынку, который к тому моменту уже трансформируется.
Сегодня мы видим, что Zoomlion — это одна из тех компаний, кто как раз-таки и формирует новый российский рынок, в частности тракторный. Поэтому вопрос больше не к нам, а к тем, кто захочет вернуться. Это уже будет их задача размышлять на тему того, как возвращать утраченную долю рынка и, что самое главное, доверие российских аграриев. Говоря о нас, мы здесь, мы работаем и мы готовы «биться за место под солнцем», а также радовать наших аграриев достойными образцами сельхозтехники.
Реклама: ООО «ЗУМЛИОН ХЭВИ ИНДУСТРИ РУС». ИНН: 5024143381