Директор АО «Петербургский тракторный завод», гендиректор ГК «Кировский завод», председатель правления Союза промышленников «Прогресс» Сергей Серебряков выступил с большим докладом на выездном заседании Совета Государственной Думы РФ по вопросам развития сельхозмашиностроения, которое прошло ещё 24 октября 2024 года. Редакция нашего портала ознакомилась с полным текстом выступления и решила посвятить ему отдельный статейный материал.
Те вопросы, которые поднял Сергей Серебряков являются крайне важными для общего понимания ситуации в отрасли. Руководитель одного из флагманов отечественного сельхозмашиностроения рассказал не только о работе возглавляемого им Петербургского тракторного завода, но и кратко «обрисовал» курс, куда идет отечественное сельхозмашиностроение, какие есть проблемы в отрасли, и что нужно сделать «здесь и сейчас». Как всегда «остро и по делу»: только о важном, значимом и интересном — в нашей новой статье
Своё выступление Сергей Серебряков начал с исторической справки. Он напомнил о том, что «с 2013 года Петербургский тракторный завод приступил к серьезной модернизации производства и за годы развития сделал настоящий технологический рывок». Это отразилось и в объемах производства, и в объемах реализации готовой продукции.
«С моей точки зрения, объемы поставок техники, требуют системного анализа. Если мы смотрим на период примерно до 2019 и 2020 гг., то это вопрос уровня качества и надежности, смотреть надо на то, как изменились именно эти параметры. Общий уровень потребительских свойств сельхозтехники тогда надо было повышать. При этом при анализе рынка, важно понимать, что сам по себе сельскохозяйственный трактор не ценен для крестьянина в глобальном понимании, он всего лишь «перемещает агротехнологию по полю». Именно поэтому техника должна соответствовать тем требованиям, которые выставляют аграрии. Хочу сказать, что лично мы создали достаточно большой технологический задел. В 2022 году, в год, когда произошли события беспрецедентного санкционного давления на страну, наш завод увеличил объемы производства, но мощности завода в 6500 единиц пока не востребованы рынком. Далее мы «просели» в 2023 году, но в 2024 году стараемся «восстановиться». С тяжелыми результатами, в том числе с учетом экспорта, мы надеемся, что мы увеличим объемы производства сельхозтехники год к году».
«Не секрет, что мы выпускаем в основном сложные тяжелые машины серии КИРОВЕЦ К-7М и КИРОВЕЦ К-5 мощностью от 250 до 460 л.с., а также целый ряд дорожно-строительной техники. Но сегодня на заводе разрабатываются и новые задачи, например, проектируется интегральный трактор, новые системы узлов и агрегатов (мосты, коробки и т.д.), новые образцы ДСТ (это грейдеры, фронтальные погрузчики и универсально дорожно-строительные машины и бульдозеры). Активно работаем по оборонно-промышленному комплексу и задачам для этой отрасли. Общий уровень завода позволил нам оказать существенную поддержку многим отраслям экономики страны. При этом завод обладает широкой гаммой задач в развитии поставщиков, их у нас более 500 по всей стране. Трактор КИРОВЕЦ сегодня в основном изготавливается из российских и белорусских комплектующих, что принято называть общим словом «по-настоящему отечественный», за исключением гидравлики, она не производится ни в РФ, ни в РБ. Сегодня мы являемся серьезным сельхозмашиностроительным предприятием мирового уровня, это все отмечают. И дальше движемся вперед. Завод завершает работу по серьезному проекту, реализованному вместе с ФРП и Минпромторгом, по созданию нового предприятия по выпуску тяжелых трансмиссий. Это 75 тысяч квадратных метров, 15 млрд инвестиций, площадка с высокой степенью автоматизации и роботизации процесса. Запускать проект начнем в первом квартале 2025 года».
Сергей Серебряков в ходе своего доклада отметил, что «все отрасли экономики связаны друг с другом».
«Эту связь необходимо не просто отслеживать, а постоянно контролировать. Я бы хотел остановиться на важнейшем элементе — технико-экономической логике. С одной стороны, нам нужно промышленное производство: тракторы и комбайны. С другой стороны, этот товар должен обладать нужными потребительскими свойствами: надежностью, ресурсом, в целом всем тем, что мы называем общим словом «качество». Чтобы всё это обеспечить нужна современная конструкторско-технологическая школа с накоплением знаний, нужен технологический уровень и соответствующий уровень квалификации рабочей среды. Всё это требует серьезного инвестиционного и операционного ресурса для создания такого рода производства и его поддержки, причем по всей цепочке — от руды до конечного изделия.
С другой стороны, нам важна цена, это тоже отмечается. Этот эффект в мировой практике, скажем так, «женится» только на «эффекте масштаба». Отсюда должна рождаться промышленная политика с задачами унификации машин и совместного развития компонентного производства, чтобы технику было «из чего складывать». Соответственно, должен делаться соответствующий расчет, и, с моей точки зрения, мы должны отходить от принципа «излишней конкуренции» и приходить к принципу «кооперации и специализации в области промышленности», чтобы дать этот «эффект масштаба» и таким образом выполнить эту задачу (и по промышленным товарам, и по заданному уровню технологии, и по качеству и производительности труда)».
Сергей Александрович особо подчеркнул, что «эффект масштаба» — это очень серьезный элемент в машиностроении. Он вспомнил слова Константина Бабкина о том, что «в Китае производить ряд компонентов дешевле, чем у нас», и высказал своё мнение, что это «и так, и не так одновременно».
«Всё зависит от «эффекта масштаба». Когда китайские производители выпускают 200-300 тысяч машин в год, а мы производим напорядок меньше, да и у нас в целом рынок страны 10 тысяч машин в год, конечно, мы по себестоимости сравниться не можем. Однако мы можем облегчить эту ситуацию путем специализации и кооперации в промышленности. По моему мнению, этому надо уделять самое серьезное внимание. Мне кажется, что этот вопрос можно было бы постоянно отслеживать в межотраслевом балансе, который должен стать основой для выработки тех или иных государственных решений, в том числе в области субсидиарной политики.
Когда мы обсуждаем объем субсидий и многие другие финансовые аспекты, мы всё-таки должны смотреть связь на всей межотраслевой цепочке. Для примера можно рассмотреть два сценария. Сценарий 1 — всё от производства железа, добычи руды, сварки рамы и т.д., всё это есть в России, или сценарий 2 — вся цепочка за рубежом, и здесь только финальная сборка и целый ряд технологических операций. Из простых расчетов можно понять, что при втором варианте, у нас сама цепочка становится длиннее и дороже. Именно поэтому настройка макроэкономической среды, с моей точки зрения, важнейшая задача, которой необходимо постоянно заниматься и решать. Кредитно-финансовая система имеет принципиально решающее значение в этой формуле, и на это надо обращать особое внимание.
Каждый технологический период имеет свой технологический срок производства. Соответственно, этот технологический срок производства стоит определенные ресурсы в оборотном капитале и ставку. Это накладывается друг на друга. Весь уровень технологических цепочек по периоду времени стоит определенный капитал. Если эта цепочка находится за рубежом при ставке кредитования 1%, а в России 20%, то сама цепочка в этом параметре уже неконкурентоспособна. Поэтому надо говорить не о ставке по кредитам (это уже следствие), а в целом о конкурентоспособности национальной экономики в сравнение макроэкономических средств с другими странами, с которыми мы конкурируем».
Обращаясь к Вячеславу Володину, Сергей Серебряков обратил внимание на тот факт, что «отечественные промышленники сейчас оказались в худшей ситуации, чем было до 2022 года».
«До 2022 года мы конкурировали с крупными сельхозмашиностроительными компаниями в основном из США и Европы. Они не имели демпингового ценообразования. Они уже состоялись в мире и нормально работали по рыночным законам и зарабатывали. В ситуации с восточными коллегами, мы видим явное демпинговое ценообразование. То есть ранее мы развивались, когда «наш трактор стоил 100 условных рублей, а Джон Дир — 300 условных рублей». Сейчас мы находимся в ситуации, «когда наш трактор или комбайн стоят 120 условных рублей, а китайский производитель дает цену в 50 условных рублей»».
Вячеслав Володин поддержал Сергея Серебрякова отметив, что «об этом мы и должны поговорить и выработать предложения, которые затем «погрузить» либо в поправки при рассмотрении бюджета во втором чтении, либо принять законодательное решение, либо же обратиться в Правительство РФ с просьбой принять подзаконные акты, чтобы защитить свой рынок от агрессивного импорта, за счет того же введения дополнительных сборов».
Сергей Серебряков также ответил Минсельхозу России по поводу повышения цены на сельхозтехнику и отсутствия защиты рынка.
«Первое — сегодня гигантское количество агрохозяйств в нашей стране оказалось в ситуации, когда обслуживать импортную технику невозможно. Фермеры вынуждены нести «двойные инвестиции». У них ещё те не окупились, а им уже надо покупать новые агромашины, потому что работа в поле не ждет, а ту технику уже нельзя обслужить должным образом. Это дикий вред для национальной экономики.
Второй момент — техника развивается, она прогрессирует, становится технологичнее и современнее, поэтому надо «сравнивать сравнимое». Сравнивать трактор с механической коробкой перемены передач и автоматической коробкой перемены передач, с механической гидравликой и электронной гидравликой, без систем точного земледелия и с такими умными технологиями — это, как минимум, некорректно. Надо сравнивать производительность и стоимость владения, потому что, если мы сравним эти параметры, никаких 200% роста не будет, потому что технологичность этих машин обеспечивает рост производительности. При этом, бесспорно, есть инфляционные процессы, растет стоимость металла, электроэнергии, растет фонд оплаты труда и т.д., это сказывается на себестоимости. Но, коллеги, нужно без каких-то «ярлыков друг на друга», объективно серьезно разбираться в том, куда мы двигаемся. Это было бы полезно всем».
Сергей Серебряков также прокомментировал ситуацию с кадрами в сфере сельхозмашиностроения. Он озвучил, как существующие в отрасли проблемы, так и привел пример того, как эти задачи решают на Петербургском тракторном заводе.
«Кадрами, безусловно, надо заниматься. У нас есть очень хороший опыт в этом плане. Мы прямо посередине завода построили очень серьезный учебный центр, в котором обучаются 3200 девушек и юношей. Эту базу мы хорошо оснастили. Когда мы начали обсуждать профессионалитет, сразу появилось понимание того, что нам нужно не просто учебное место, нам надо полностью изменить методологию образования. Мы очень долго работали совместно с Министерством посвящения. Поддержало нас и Министерство промышленности, и Минсельхоз».
Сергей Серебряков напомнил, что «сегодня в РФ нужна федеральная программа, которая будет помогать создавать промышленности и сельскому хозяйству федеральные эффективные образовательные классы, чтобы ребята могли на реальном оборудовании и технике проходить подготовку, причем вне зависимости от того, среднее это учебной заведение, или высшее».
В заключение своего доклада Сергей Серебряков затронул меры государственной поддержки и коммуникации с органами власти. Он отметил, что сегодня «рынку нужна честная дискуссия о том, что нам важно».
«По моему мнению, нам, как машиностроителям, нужно, чтобы предприятия были загружены и имели сбыт техники. То есть нам не субсидию надо получать, а чтобы сбыт техники был. Для этого прежде всего нужно рассмотреть, почему возникают те или иные «провалы». Они чётко видны и связаны с рентабельностью в сельском хозяйстве. Нужна разобраться с межотраслевой цепочкой «между полем» и «домохозяйкой», «между полем» и «портом на экспорт». Посмотрев на это не только сейчас, а в динамике за последние 5 лет, мы увидим все те факторы, которые и привели к проблемам с платежеспособностью в АПК. Этот фактор — самый значимый. Он важнее всех субсидий и всех программ. Он важнее всего! То есть, если создать условия, чтобы сельское хозяйство находилось в зоне положительной рентабельности, и этот уровень позволял бы аграриям технологически развиваться и обновлять технику, то и в промышленности было бы всё хорошо.
Возьмем Программу №1432. Это замечательный инструмент, но, с моей точки зрения, программа уже сыграла свою роль. Потому что зависимость платежеспособности и льготного лизинга стала сегодня гораздо выше. Если просчитать, то мы получаем, что при субсидировании трактора по №1432 за 5 лет он будет стоить около 22 млн рублей, а при льготном лизинге — 19 млн рублей. На это надо обратить внимание. Нельзя постоянно работать на программах, без их модернизации к текущим реалиям. При этом сначала следует посмотреть на всю ситуацию в комплексе, начать с платежеспособности, а потом изучить льготный лизинг. Да, в льготном лизинге тоже есть проблема постоянно нарастающих расходов и удорожания, это тоже нужно понимать. Но сегодня это самый лучший инструмент.
В заключение ещё раз хочу сказать, в настоящее время ГЛАВНОЕ — это дать нормальные цены на зерно и в целом продукцию сельского хозяйства. Если мы это обеспечим, то и с промышленностью всё будет хорошо».
(подготовлено по видеоматериалам, опубликованным на YouTube-канале Кировец, официальный канал марки и официальный канал АО «Петербургский тракторный завод)