Русский дизель – перспективы и реалии

31.05.2024
Двигатели
608
Трактор Кировец К-743М (фото иллюстрационное)

Активное увеличение энерговооруженности современного сельского хозяйства носит уже систематический характер, и это обусловлено приобретением фермерами мощной и высокопроизводительной техники, которая необходима для выполнения большого объема работ.

В числе покупаемых аграриями сельхозмашин есть и отечественные тракторы и комбайны, которые сегодня в большинстве своем оборудуются двигателями российского производства. Однако так было не всегда. Ранее отечественная техника комплектовалась силовыми установками таких мировых брендов, как Cummins, Mercedes-Benz и многих других производителей. С введением санкций отечественные тракторостроители и комбайностроители переориентировались и перешли на двигатели российского производства, они также устанавливают силовые установки из дружественных стран, в частности Китая и Беларуси.

Не секрет, что наши машиностроители усилили работу над усовершенствованием выпускаемых двигателей, а также занялись освоением новых видов продукции. О том, какой «русский дизель» сегодня, и какой будет в будущем, о самых популярных отечественных двигателях для сельхозтехники, о реалиях двигателестроения и перспективных разработках — в нашем новом материале.

ТМЗ – модернизация и перспективы

Фото: kamaz.ru / пресс-служба КАМАЗ и ТМЗ
Новый двигатель ТМЗ 8487.10-03 мощностью 450 л.с.

Тутаевский моторный завод является одним из лидеров для отечественных машиностроителей, он активно модернизирует производство и осваивает выпуск новых двигателей. Так, ТМЗ модернизировал двигатели для тракторов Кировец К-7М, применив более эффективный охладитель наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».

Преимущества модернизированного двигателя с ОНВ типа «воздух-воздух» — это охлаждение атмосферным воздухом. В результате — проще конструкция и технология производства, ниже себестоимость и меньше расход топлива.
Трактор Кировец серии К-7М (фото иллюстрационное)

Для повышения качества и увеличения ресурса мотора клиновые ремни были заменены на поликлиновые. Они имеют меньшие габариты, низкий шум, обеспечивают плавность вращения приводных механизмов и большую нагрузочную способность, более надёжны в работе.

Применение схемы с поликлиновыми ремнями позволяет исключить из состава двигателя сложный узел привода генератора, повысить надёжность работы водяного насоса.

Кроме того, завод с конца мая 2024 года официально приступил к серийному производству чугунных головок блока цилиндров, которые предназначены в том числе и для двигателей, устанавливаемых на тракторы Кировец серии К-7М. ТМЗ приобрел шесть обрабатывающих центров с программным управлением, которые пополнили станочный парк механосборочного цеха. Участок механической обработки чугунной головки цилиндров будет работать в трёхсменном режиме семь дней в неделю. Обновлённые моторы уже поставляются на конвейер основного заказчика – Петербургского тракторного завода. Уже поставлены первые 12 двигателей с чугунной головкой цилиндра. План на июнь – 48 моторов.

По мнению специалистов ТМЗ, замена алюминиевой головки на чугунную – это наиболее результативный способ, который позволит значительно снизить количество дефектов, а также обеспечит дальнейшее повышение уровня форсировки двигателей ТМЗ различного назначения.
ТМЗ готовится к производству чугунных головок блока цилиндров (на фотографии новые станки для выпуска этих решений)

Новая чугунная головка блока цилиндра взаимозаменяема с серийной алюминиевой по габаритным и присоединительным размерам, поэтому она будет поступать и в запчасти по заявкам сервисных центров.

Сохранится существующий механизм газораспределения, также предусмотрены варианты исполнения под различные системы подачи топлива – с механическим ТНВД и типа Common Rail.

Кроме того, в чугунной головке цилиндров изменена конструкция каналов охлаждающей жидкости, что уменьшит температурные нагрузки и увеличит ресурс изделия. Конструкция разработанной головке цилиндров из чугуна позволит повысить удельную мощность двигателей ТМЗ и расширить рынки сбыта.

Запуск в серию тракторной модификации двигателей с чугунной головкой блока цилиндров – одна из задач, которая была намечена на 2024 год. На заводе проведена масштабная работа по подготовке производства, на участок механической обработки поступило шесть обрабатывающих центров с программным управлением. В перспективе замена алюминиевой головки блока цилиндров на чугунную ждёт и другие модификации моторов.

Стоит отметить, что в ближайшее время работа над модернизацией тракторных двигателей продолжится. Планируется увеличить мощность двигателя в диапазоне 460-600 л.с., а также применять новую поршневую группу и топливную аппаратуру типа Common Rail.

ЯМЗ – новинки и модернизация двигателей

Двигатель ЯМЗ-537 (источник: ymzmotor.ru)

Ярославский моторный завод «Автодизель» в рамках импортозамещения освоил выпуск современных двигателей мощностью от 330 до 620 л.с., а также провел адаптацию своих мощных дизелей вместо европейских силовых установок.

Автодизель освоил серийное производство двигателей ЯМЗ-537, которые в сравнении с моторами серии ЯМЗ-536, за счет роста рабочего объема с 6,65 литра до 7,7 литра, увеличили максимальную мощность с 330 до 360 л.с., а максимальный крутящий момент — до 1500 Нм. При этом удельный расход топлива сохранился на прежнем уровне. На двигателях применена система подачи топлива аккумуляторного типа с микропроцессорным управлением, компоненты который производятся на Ярославском заводе дизельной аппаратуры.

Новые двигатели имеют ресурс до 1 млн км и высокую ремонтопригодность, а также соответствуют международным нормативам 5-го экологического класса, что достигается применением системы избирательной каталитической нейтрализации отработавших газов (SCR).
Новый дизельный двигатель ЯМЗ-770

Кроме того, Автодизель показал новый шестирядный дизельный двигатель ЯМЗ-770 с рабочим объемом 12,4 л, при этом в линейке будет несколько модификаций мощностью от 350 до 620 л.с. В конструкции использована система подачи топлива аккумуляторного типа с давлением впрыска до 2200 бар с микропроцессорным управлением. Мотор относится к экологическим классам Евро-5/Евро-6, для этого внедрена система очистки отработавших газов SCR.

По информации самого производителя, в нынешних реалиях в разработке находится целое семейство моторов ЯМЗ-770 в исполнениях с мощностью от 360 до 620 л.с. и крутящим моментом от 2200 до 2550 Нм. Все варианты имеют блок и головку цилиндров из чугуна. Масса двигателя составляет около 1 тонны. Важно понимать, что у ЯМЗ есть компетенции проектирования и создания таких «движков», ведь сейчас в продуктовом портфеле компании уже есть военный вариант мотора ЯМЗ-780, сам производитель относит эти двигатели к одному мощностному классу и вариантом одной модификации.

Ожидается, что первая партия товарных моторов может появиться до конца 2024 года, а массовое производство ожидается в 2025 году.

Трактор серии 2375 в работе

Компания адаптировала свои двигатели ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. c крутящим моментом 1715 Н·м при 1100-1300 об/мин для установки на канадские тракторы Buhler Versatile 2375 вместо двигателя Cummins. Кроме того, инженеры разработали комплекты переоборудования для тракторов Buhler Versatile моделей 2375, 2425 и 2435 с использованием двигателей ТМЗ. На тракторах Buhler Versatile 535 был использован двигатель ЯМЗ-240НМ2, обычно применяемый на самосвалах БелАЗ.

Особенность новой разработки в том, что V-образные восьмицилиндровые моторы ЯМЗ, в отличие от ТМЗ, не имеют привода, от которого можно задействовать аксиально-плунжерный насос, управляющий системами трактора. Для упрощения конструкции изначально планировали использовать один из существующих РПН (редуктор привода насосов) отечественных тракторов. В последующем отказались от этой идеи, так как РПН был излишне толстым, что делало наклон карданного вала, идущего от мотора к трансмиссии, чрезмерным. Поэтому был спроектирован и изготовлен оригинальный привод аксиального насоса, который позволяет эффективно использовать имеющееся подкапотное пространство.
Двигатель ЯМЗ-7511 для использования в тракторе New Holland TJ 450

Кроме того, компания адаптировала двигатель ЯМЗ-7511 для установки на тракторы New Holland TJ 450. В ходе адаптации были решены две технические задачи: ЯМЗ-7511 переведён с механического на электронное управление, включая установку электронного регулятора оборотов, а мощность двигателя увеличена до 420 л.с.

Несмотря на то, что мощность ЯМЗ-7511 немного меньше (на 30 л.с.), чем у американского двигателя Cummins QSX 15, который ранее использовался в тракторе, заказчик осознанно согласился на этот вариант. Электронное управление было внедрено, чтобы соответствовать автоматической калибровке коробки передач тракторов New Holland, которая регулируется в зависимости от нагрузки. Также был создан блок согласования сигналов регулятора для трактора и адаптирована базовая программа.

В будущем Ярославский моторный завод планирует заменить двигатели Cummins на тракторах New Holland моделей TJ 480 и 500 своими моторами ЯМЗ-65802 мощностью 530 л.с. По сообщению производителя, ремоторизация позволяет решить проблему дефицита и дороговизны запасных частей, необходимых для техники бежавших из России брендов.

КАМАЗ Р6 – мощность для сельхозмашин

Двигатель КАМАЗ Р6 (источник: industrial-kamaz.ru)

Продолжая тему высокомощных сельскохозяйственных двигателей, нельзя обойти вниманием ещё одного представителя семейства сельхоздвигателей — шестицилиндровый рядный двигатель КАМАЗ Р6 с рабочим объемом 12 литров. Благодаря мощности в 643 л.с. двигатель нашел своё применение, в том числе и на кормоуборочных комбайнах RSM 2650, обеспечивая эффективное использование потенциала комбайна.

Внешняя скоростная характеристика двигателя КАМАЗ Р6 для комбайнов (источник: industrial-kamaz.ru)
Двигатели КАМАЗ Р6 обеспечивают минимальный удельный расход топлива до 230 г/кВтч. Кроме того, 12-литровые двигатели имеют ресурс не менее 10 000 моточасов, а межсервисный интервал — 2000 моточасов.

В заключение хотелось бы отметить, что отечественные машиностроители совершенствуют свои двигатели, стремясь создать «супердизель» отечественного производства, который будет востребован не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках.

Стоит также отметить, что наряду с поставками серийных двигателей в Беларусь отечественные двигателестроители проводят совместные испытания опытных образцов. Так, Тутаевский моторный завод проводит испытания двигателя 8807.10 мощностью 653 л. с. на комбайне КВК-8060 производства «Гомсельмаш».

Weichai Power представила в Китае дизельный двигатель с эффективностью в 53,09%

Новый комбайновый двигатель ТМЗ прошел полевые и приёмо-сдаточные испытания