О трансформации рынка сельхозтехники уже говорили многие. Редакция нашего портала также не один раз рассказывала про самые разные мнения и точки зрения в этом вопросе. При этом очевидно, что с такой рыночной ситуацией наша страна ранее не сталкивалась, а многие преобразования и переходы, порой, происходили впервые. К чему рынок агромашин в РФ пришел спустя почти 2 года после введения беспрецедентных санкций и массового ухода европейских и американских брендов, как себя проявила аргентинская и китайская техника, и действительно ли наши фермеры «обратили» свой взор в сторону Аргентины и Китая, а также чем новые для РФ производители концептуально отличаются от тех компаний, которые раньше работали в стране? «ГлавПахарь» решил выяснить всё это у генерального директора OPTITECH Татьяны Фадеевой. Ранее данная компания (правда, под другим именем) продвигала в нашей стране импортную технику из Европы и США, однако теперь всё более активно занимается машинами из Аргентины и Поднебесной и смещает фокус своего внимания именного на эти проекты.
О трендах рынка и его трансформации, новых моделях и разнице в подходах к производству и сервису, а также к логистике и локализации — обо всём этом в нашем новом материале.
Татьяна Фадеева. Точно не все, на рынке есть компании, которые делают «всё правильно», однако остаются и те, кто, к сожалению, абсолютно никак не адаптирует «китайские подходы к российским условиям». Об этом говорят и данные статистики, и сведения по анализу рынка. В этом году импортом китайских агромашин занимались порядка 40 разных китайских брендов, и это только в тракторном сегменте. При этом 85% из этих компаний (исключение составляют 5-6 брендов) преследуют только одну цель на рынке — быстрее продать и получить прибыль, — и всё.
За 2 года ничего глобально не поменялось. Если делать срез по рынку, многие фермеры всё еще сталкиваются с непониманием и ищут ответы на вопросы, кто и как будет поддерживать эту технику, и кому можно доверять? Кроме того, к сожалению, по-прежнему мало китайских компаний, которые инвестируют в масштабное развитие продукта именно на нашем рынке. Ни для кого не секрет, что российский рынок специфичный, он всегда был таким, даже для западных компаний, которые работали на нем много лет и в целом имели большой опыт с экспортом в разные страны.
Даже для западных фирм было открытие, что у нас большие хозяйства и много земли, но при этом мало людей и небольшой парк техники, который у нас всегда дефиците. Им понадобилось много времени, чтобы понять, что, к примеру, тракторы в России работают (особенно в пиковый агросезон) по 24 часа в сутки. У них трактор нарабатывает 500 моточасов за сезон, и для них это уже победа, у нас же речь идет о цифре порядка 2000-2500 моточасов за год, и это не предел. Для «европейцев» это было даже некое испытание, но они с ним справились, привыкли и адаптировались. С Китаем пока всё не так радужно.
Многие китайские компании отказываются это понимать, они не всегда готовы к таким реалиям за счёт того, что у них невысокий опыт работы с экспортом. Допустим, из вышедших на российский рынок 40 брендов из Поднебесной, большинство никогда не экспортировали сельхозтехнику (никогда и никуда), а работали только внутри КНР. Таким образом, для них такие вопросы, как обеспечение запасными частями, послепродажное обслуживание и гарантия — это «темный лес» и те моменты, которые отсутствуют для них как класс и как категория, потому что они в целом не имеют представления и опыта такой работы. Фактически многие из них в России работают по принципу — «пока что выстраиваем бизнес так, чтобы как можно больше продать, а дальше разберемся». Лично наша компания категорически против такого подхода, мы с большим опасением наблюдаем за рынком здесь и очень негодуем, что такое происходит, формируя некий хаос, от которого страдают и конечные клиенты, и компании, которые пытаются работать по-другому. Конечно, это не есть норма.
Кроме того, в целом сегодня на состояние рынка сельхозтехники в РФ достаточно сильно влияют внутренние процессы в нише фермерства. Речь идет о выдавливании мелких фермеров более крупными, о диспаритете цен на сельхозпродукцию и затрат агробизнеса, низкая рентабельность и снижающаяся доходность аграриев. Да, спрос повернулся к сельхозтехнике из дружественных стран, однако сегодня мы всё равно говорим о падающем спросе, многие фермеры приостановили покупку нового оборудования и инвестиции в обновления машинно-тракторного парка. Рынок также насыщен техникой, привезенной по схемам параллельного импорта. Кроме того, дополнительные сложности вносит и фактор государственного регулирования.
Татьяна Фадеева. Я думаю, что западные компании в принципе с большим интересом и «опаской» наблюдают за тем, что происходит в Китае. Раньше никто не обращал внимание на китайский автопром. Сейчас же автомобили из Поднебесной присутствуют практически в каждой стране мира, и те темпы, с какими они развиваются, конечно, поражают. Европейским странам сегодня достаточно сложно угнаться за Китаем по рынку автомобилей.
Видя, что произошло на автомобильном рынке, в сельхозмашиностроении, я думаю, что они стараются не упустить тот момент, когда Китай освоит все необходимые технологии и компетенции. Будет ли это быстро? Не думаю, потому что агронаправление — это не настолько большие объемы, в которые нельзя достаточно быстро инвестировать и получать отдачу, кроме того, узлы здесь более сложные, а нагрузки более высокие, нежели в автомобилестроении. При этом смогут ли освоить технологии? Думаю, да. Пока мы видим все предпосылки для этого.
Раз уж вы проводите такие параллели, то давайте, например, тезисно разберемся, а почему в автомобилестроении Китай настолько успешен? Всё просто, потому что Китай в нише электромобилей — абсолютный лидер и через n-количество лет они будут номер один в мире, далеко оставив всех позади них.
В КНР уже сейчас 30% машин продается с электродвигателями. А я напомню Вам, что это очень сложная высокоточная технология производства, которую «китайцы» освоили. Сейчас в том же тракторном сегменте они будут «бить» на это, и на рынке уже ходит информация о поставках первых моделей с дизель-электрическими и полностью электрическими силовыми установками. Насколько это именно сейчас востребовано для российских фермеров? Большой вопрос. По моему мнению, как бы все не мечтали об электротракторе, пока еще рановато нам о нем думать. Но при этом тренд на это есть.
Татьяна Фадеева. Я, если честно, в метан, как альтернативный источник топлива для сельхозтехники, в нашей индустрии пока верю намного больше. Касаемо электотракторов, пока уверенности намного меньше. Судите сами, у нас настолько большие хозяйства и поля, что просто, лично я, пока не могу представить, как «электромодель» с текущей емкостью энергоаккумуляторов будет работать в таких условиях и на таких площадях.
Да, безусловно, наверное, мы увидим маленькие компактные электротракторы на небольших фермах. Однако в более крупных агрохолдингах — нереально. Мы много пашем, а в пахотных работах, где сила и мощность должна подаваться постоянно, емкость батареи электротрактора, не сможет выдавать нужные характеристики и требуемые параметры.
Еще один сдерживающий фактор — территориальная удаленность. Вот где в России заряжать такие тракторы? Не секрет, что пока те электромодели, которые есть, надо подзаряжать после каждой 8-ми часовой рабочей смены. У нас тракторы зачастую отправляются в поля за несколько километров и хранятся там на «полевых станах» до окончания работ. Заправка традиционным дизтопливом происходит там же. А вот где в таких условиях заряжать электротракторы? Вопрос «со звездочкой». Если только от внешнего генератора. Но не думаю, что наши фермеры к такому готовы.
В целом для запуска электротранспорта в РФ нужна глобальная структурная перестройка, для автопрома она уже идет (там проще), для сельхозиндустрии, я пока в это не верю и этого не вижу.
Татьяна Фадеева. Ответ очевиден, китайские заводы смотрят в сторону увеличения мощностного ряда, сегодня лично мы ограничены моделью трактора HANWO мощностью 260 л.с., но уже сейчас китайский завод активно работает с партнерами по модели 340 л.с., впрочем как и другие компании. Вопрос только в том, у кого он будет доступнее, функциональнее, надежнее, и кто сможет поддерживать его нормальное адекватное сервисное обслуживание.
Сегодня, как никогда, наше сельское хозяйство нуждается в энергонасыщенных и высокопроизводительных машинах, которые могут работа с широкозахватными посевными и почвообрабатывающими орудиями. Мы смотрим на расширение именно модельного ряда тракторов. Нужно сделать одно что-то хорошо и смотреть в будущее, потому что в России не так быстро пройдут все эти структурные изменения, мы слишком большая страна, мы не Германия.
Татьяна Фадеева. Сегодня мы всё чаще думаем о том, что должна быть «золотая середина». Будем честны, когда начинали работать с Китаем, мы были очень сильно удивлены способности китайских производителей быстро адаптировать и изменять свой продукт. Это было для нас каким-то невероятным открытием. И вы правы, что у западных брендов был конкретный продукт и конкретная комплектация, которую можно было менять лишь незначительно, но в целом глобальных модернизаций по коробке, двигателю, гидравлике быть априори не могло, если это идея дилеров или фермеров какой-либо страны.
С Китаем наоборот. Нужно больше мощности? Сделаем! Нужна более производительная гидравлика? Да, пожалуйста, три месяца и готово! Это, безусловно, круто, но зачастую при таком подходе страдает качество, поэтому здесь важна «золотая середина.» Если посмотреть на нашу страну, то есть особенности от региона к региону, поэтому адаптивность важна, но при наличии общепринятых опций и общего хорошего качества, не для галочки.
Татьяна Фадеева. Китай в принципе стал стабильнее, у них были проблемы во время пандемии, когда они просто не работали и у них огромное количество грузов скапливалось на границе. Сейчас же выработан очень понятный путь доставок, это регулярное и достаточно оперативное железнодорожное сообщение, авиа- и автомобилеперевозвкки тоже работают прекрасно. Сегодня проблем нет.
Татьяна Фадеева. Наоборот, вопрос простой, Китай — технологичен и крут, но инициатива редко идет от самого Китая. Именно поэтому из всё тех же 40 брендов, которые импортируются в Россию, я не видела почти ни у кого (за исключением нескольких компаний) центральные склады. Тут уже затрону нас, как компанию OPTITECH. Мы выросли из западной компании, и мы знаем, что 10 дней ожидания в сезон это плохо. Да, сегодня мы занимаемся и китайской, и аргентинской сельхозтехникой, но мы работаем по западным стандартам, когда запчасти должны быть у дилера в объеме 60-70 %, а на центральном складе не ниже 90%. Если ниже 90%, то начинают «лететь шапки с головы». По факту мы берем любой продукт и интегрируем в свою систему, а все остальное делаем самостоятельно, потому что «китайцам» это не объяснишь, что та или иная проблема должна быть решена в течении 24 часов, а не в течение недель.
При этом такой подход должен быть применим и к запчастям, и к самой технике. Если взять нашу дилерскую сеть, то мы поддерживаем запас в 200 машин по всей России. Когда мы занимались брендами Fendt, Valtra и MF, норма была примерно такой же — 150-200 единиц техники различной комплектации, — которая всегда была в наличии у дилеров, это достаточно нормально оборачиваемый объем.
Татьяна Фадеева. Вы правы, действительно техника дорожает во всем мире, при этом мы не уговариваем клиента и не рассказываем ему о том, что трактор подорожал по такой-то причине, лично мы стараемся объяснить, почему, работая с нами, он получит сервис и качество, которые позволят ему оставаться в рынке и сохранить свою рентабельность. Сегодня цена агромашин, безусловно, имеет значение, но куда более важно иметь технику (пускай даже чуть дороже), которую можно быстро обслужить. Когда вы купили продукт и, допустим, сэкономили на приобретении один миллион рублей, но потом вы оказываетесь в сезон вообще без поддержки и без гарантии, и никто не готов вам ничего компенсировать, вот здесь начинаются проблемы. И потерять можно гораздо больше. Не даром говорят — «скупой платит дважды».
Татьяна Фадеева. Это, безусловно, комплексный подход. Мы начали двигаться в этом направлении ещё до повышения ставки утилизационного сбора. Рост утильсбора лишь показал нам, что мы двигаемся в правильном направлении. Преимущества очевидны. Во-первых, нам крайне важно, чтобы машина была в хорошем состоянии, когда мы передаем ее заказчику, локализация в этом поможет, потому что при работе с Китаем у нас, как правило, не возникает претензий к качеству самих узлов (они достаточно качественные), однако нередко возникают неприятные моменты по самой сборке сельхозтехники (то тут не докручено, то тут не дотянуто), и вот таких мелочей было в самом начале пути огромное количество, нам приходилось самостоятельно решать эти проблемы постфактум (после поставки техники на склады дилеров и до отгрузки).
Локализация и собственная сборочная площадка решат эти вопросы и будут подавлять возникновение проблемы «в зародыше». После первой партии поставок мы отчетливо решили, что как только это будет возможно, мы закончим с готовыми машинами и перейдем к полноценной сборке с собственным контролем качества наших процессов, заправкой качественными маслами, которые уже разработаны под наши стандарты.
Это была первая предпосылка для того чтобы серьезно задуматься о локализации. Вторая, конечно же, утилизационный сбор. Нам может в целом не нравится такое решение, однако, очевидно, что правительство двигается в правильном ключе для защиты своих рынков, и мы это в целом поддерживаем как стратегию. При этом такое решение «простимулировало» нас принять окончательное решение, что мы будем развивать свои компетенции в производстве. У нас, к счастью, уже есть своя производственная площадка, так что, лично для нас, этот опыт не будет «в диковинку».
В перспективе мы не будем ограничиваться локализацией в 30%, а будем стремиться к тому, чтобы выходить на полноценное производство с той долей локализации, которая позволит участвовать в дополнительных программах господдержки и субсидирования. Мы будем заниматься не только сборкой и локализацией выпуска базовых компонентов, но и решать вопросы с локализацией основных узлов. Уверены, что этим будут заниматься и конкуренты по рынку, которые также серьезно, как и мы, смотрят на него и оценивают. Локализация — не простой процесс, ведь это всегда дорого и затратно, но та же господдержка сможет решать ряд вопросов. В целом локализация выгодна еще и тем, что мы защищаем себя с точки зрения каких-либо геополитических рисков, это дает уверенность в том, что чтобы не случилось на мировой арене, мы сможем сохранить продукт.
Касаемо наших проектов, локализация затронет абсолютно все продукты, стоимость которых можно оптимизировать с помощью локальной сборки. В первую очередь, речь идет о технике из Аргентины. Локализация позволит сделать цену на ней более справедливой и гарантирует бесперебойное обеспечение для неё ключевых компонентов, которые теперь будут привозиться не за несколько тысяч километров из-за океана, а с территории локализованной площадки в РФ. Такой подход необходим для долгосрочного развития на нашем рынке.
При этом с китайской сельхозтехникой картина будет несколько иная. Не секрет, что в КНР производить дешево, а сами производственные процессы там недорогие, так что здесь мы будем ориентироваться только на те продукты, по которым мы сможем развивать совместно с государством проекты по освоению производства. Мы изучаем установку российских компонентов, при этом основной акцент — высокий уровень качества и надежности. Это сегодня главное.
Татьяна Фадеева. Я думаю, что компаниям без локализации будет крайне сложно, и они, скорее всего, не переживут трансформацию рынка и проиграют свою нишу предприятиям, принявшим решение о локализации. Кроме того, я абсолютно уверена в том, что локализация позволит прекратить «рыночный хаос», ведь фермеры хорошо понимают, что им нужно, когда они покупают технику, они тоже привыкли к определенному уровню обслуживания и к исконно европейскому сервису. По истечению времени станет понятнее — «кто есть кто, и на что способен».
Повторюсь, локализация — процесс тяжелый, но нужный. Наверняка потребуется много чего попробовать, «набив немало шишек». Однако серьезный подход в этом вопросе позволит наконец-то отсеять «ноунеймов», которые пришли на наш рынок просто наживаться на фермерах. Количество таких компаний после начала «полномасштабной локализационной волны» должны разительным образом уменьшиться. Не бывает так, что ты продаешь, но при этом не несешь никакой ответственности за свой продукт перед конечным потребителем.
Татьяна Фадеева. Те, кто были в Индии, увидели главную проблему — ограниченность линейки и не такую большую по сравнию с Поднебесной производительность заводов. Они хорошо понимают, что нет смысла приходить в Россию с линейкой, которая не сможет быть конкурентоспособной по сравнению с тем же Китаем. Чем меньше твоя линейка, тем тебе будет сложнее развивать, завоевывать долю, увеличивать объёмы, находить партнёров на новом рынке.
У Индии и Ирана компетенций создания высокомощных тракторов не было изначально. У Китая, вопреки расхожему мнению, такие компетенции всё-таки были. Невозможно за год создать трактор мощностью 260 л.с. с нуля, так что Поднебесная начала развивать это направление задолго до всем известных событий, именно поэтому они смогли просто ускориться в нужный момент времени и создать машину на базе ранее созданных разработок. Важно понимать, что мощные тракторы в скором времени понадобятся и самому Китаю, в КНР также ожидают тренд на укрупнение агрохозяйств и полей, просто там реагируют на возможные изменения с опережением, и это правильно.
У Индии такого потенциала, видимо, нет, ну и объективно инженерные возможности Китая крайне высокие, если раньше они копировали, то сейчас они разрабатывают, у них есть свои патенты и собственная конструкторская школа. Они купили в определенный момент инженерную компетенцию из той же Европы и на этой базе формируют свою собственную базу.
Татьяна Фадеева. Ну, конечно, не каждый, но в целом работа с патентами в Китае выстроена как ни в одной другой стране мира. Это действительно так, и это правильно, у нас в СССР были целые патентные бюро, которые работали в этом направлении, но потом это всё ушло. Работать с патентами необходимо. Во-первых, это твой имидж, во-вторых, это разработки, которые дальше можешь использовать только ты. У китайцев даже есть отдельная программа защиты от внешних копирований запатентованных технологий, большинство решений используется по лицензии.
Татьяна Фадеева. Абсолютно точно западные страны. По моему субъективному мнению, это США, Германия, Франция, Финляндия и Италия. Тракторы от компаний из этих стран сейчас «на голову» выше и России, и Китая, потому что у них эти производства существуют уже практически больше века. Такие бренды развивались и формировали свою линейку не один десяток лет.
Если говорить о нас, то производственный потенциал в своё время был утерян. Сейчас его невозможно восстановить в условиях, когда нет здоровой конкуренции у производителей. У нас комбайны производит один производитель, мощные тракторы — другой, на тракторах средней мощности специализируются белорусы. И все они разделили рынок по разным сегментам того, что они производят, что это, как не монополизация рынка, и это, конечно, «не двигатель прогресса», потому что, когда нет конкуренции, то нет смысла развиваться. Если у тебя продукт был разработан в 60-е годы, и он не изменился к 2023 году практически ничем и его продолжают брать фермеры, потому что монополизация выстроена таким образом, что брать больше нечего, то смысл такому производителю инвестировать деньги в развитие производства, в технологичность техники, в улучшения качества и потребительских свойств.
Здоровая конкуренция является «двигателем прогресса». Это моё отчетливое убеждение. На западе она достаточна сильная, потому что всегда есть 4-5 крупных игроков, которые занимаются полноценным выпуском техники и работают над постоянным развитием своих инженерных компетенций и своей техники.
Татьяна Фадеева. Это как раз-таки продолжение разговора об отсутствии конкуренции. Некоторые наши производители требуют исключительных прав и условий на продажу конкретной техники, в принципе, не оставляя аграриям выбора, что купить. Это называется монополизация рынка. Достаточно субсидируют или нет, вопрос непростой, но я думаю, что сейчас надо больше думать о том, как регулировать рынок так, чтобы не приходилось субсидировать производителей. т.е. вот эти пошлины на зерно, которое снижает рентабельность фермера, который занимается выращиванием, просто убивая желание. Именно нужно предсказуемость своей рентабельности, потому что если ты нормально зарабатываешь базово, то не нужно субсидировать технику, а если ты плохо зарабатываешь, то это всегда будет проблема, не зависимо как субсидируешь. Дайте фермерам нормально зарабатывать и тогда не нужно будет «бешено» субсидировать, потому что то, с чем мы сейчас работаем — это крайне низкая рентабельность аграриев.
Татьяна Фадеева. Сразу сделаем оговорку, что мы говорим об адекватных «китайцах», которые строят нормальный бизнес в России. Я думаю, что, в большей степени, это будет проблема не «китайцев», а как раз западных компаний. Они не просто так посещают выставки в Китае, ищут и пытаются понять, что делают «китайцы». До возвращения европейских компаний на рынок России, пройдет еще много времени, за которое «китайцы» подтянут те проблемы, которые у них есть с продуктами.
Будут новые модификации, новые технологии и будет более низкая цена, поскольку себестоимость производства и рабочей силы в КНР значительно ниже, чем в той же Европе. Поэтому, моё мнение, что западным брендам придется брать в расчет уже присутствие китайских брендов и с ними конкурировать в полную силу. Сейчас фермеры крайне аккуратны, однако, если ситуации глобально не изменится, то пройдет еще 4 года и уже практически у каждого агрария будет та или иная китайская машина, а под неё уже шлейф прицепного оборудования. Если опыт эксплуатации будет удачным, то при прочих равных, они будут покупать просто более дешёвую китайскую машину. Поэтому европейским брендам придется считаться с китайскими производителями на российском рынке.
Татьяна Фадеева. Да, они берут западным подходом. Они следуют стратегии «мы выпускаем качественный продукт, и мы же хорошо его сами поддерживаем». Это именно то, к чему мы привыкли за годы работы с европейскими и американскими компаниями. Другое отличие — Китай берет массовостью производства, они действительно производят много тракторов (ТОП-10 компаний вместе производят около 300 тысяч тракторов в месяц), при этом у «аргентинцев», да и в целом у «латиноамериканцев» более «штучный» подход, то есть они не старается гнаться за объемами и производить массово, они делают изначально качественно, чтобы потом не приходилось бегать за клиентами. И, безусловно, есть фермеры, которым этот подход ближе и понятнее.
Татьяна Фадеева. Да, при работе со странами Латинской Америки, многие дилеры и дистрибьюторы чувствуют искреннее наслаждение. Философия совершенно логичная и понятная, они знают цену сервисной поддержке и запчастям.
Татьяна Фадеева. 45 дней, ненамного дольше, чем из Китая. При этом однозначно дороже, чем Китай. Мы активно работаем с опрыскивателями и комбайнами, там недешевая стоимость производства, но существенно лучшее качество продукции, оно практически европейское.
Татьяна Фадеева. Я согласна, и в принципе вы сами ответили на этот вопрос. Мы активно демонстрировали наш комбайн последний сезон, да, мы опоздали на ряд культур, но в целом «поэксплуатировать» в российских полях его удалось. Аргентинская техника не уступает западным машинам ни по скорости, ни по качеству уборки, при этом работая с большей шириной захвата.
Чтобы понять «аргентинскую философию», стоит рассказать и про еще один важный момент. В Аргентине очень много «контракторов», то есть компаний, которые продают услугу по механизированной уборке урожая (у нас это явление тоже есть, но не такое массовое). Аргентинские фермеры обычно не имеют комбайнов в парке, они нанимают сторонние фирмы, которые выполняют уборку, и это практически повсеместно. Соответственно машины в пиковый сезон работают практически 24 часа в сутки, даже в России мы не отрабатываем такого времени на комбайне, поэтому очевидно, что техника должна быть качественная, надежная и при этом понятная и ремонтопригодная.
Татьяна Фадеева. Однозначного ответа нет, скажу только, что в 2023 году всё плохо продается (улыбается). Например, рынок тракторов «провис» примерно на 30 %. По этому году продажи стали не основным фокусом, все, и мы в частности, работали над формированием стратегии работы на российском рынке в новых реалиях.
Татьяна Фадеева. Думаю, что в 2024 году мы «ещё припадем». Мы не ожидаем радикальных изменений: пока нет заметных подвижек с точки зрения регулирования рынка. В целом ситуация будет схожа с тем, что мы наблюдаем последние несколько месяцев. В более далекой перспективе, конечно, рынок России имеет огромный потенциал. Рано или поздно, рынок начнет активно восстанавливаться, и будет обновляться парк техники. Уже с 2025 года надеемся на серьезные позитивные изменения.
БЛИЦ-опрос с Татьяной Фадеевой:
Татьяна Фадеева. Думаю, что всё-таки КФХ.
Татьяна Фадеева. Китай.
Татьяна Фадеева. Мало, но премиальной.
Татьяна Фадеева. Опрыскиватели
Татьяна Фадеева. И то и то нужно. Нужно поддерживать лизинг, доступные финансовые средства, поскольку бизнес требует ликвидности и от фермеров. С моей точки зрения, поддержка должна быть направлена на технологичность.
Татьяна Фадеева. Я думаю, что прогресс будет, вопрос только в темпах. Я очень надеюсь, что отечественному сельхозмашиностроению быть и это единственный правильный путь, но главное, чтобы он был правильным, не «насильственным».
Татьяна Фадеева. Робот. Объективно мы испытываем дефицит рабочей силы и не только сельском хозяйстве, но и в производстве. Абсолютно все отрасли экономики очень четко говорят о том, что рабочей силы нет и не будет. Так что роботизация в таких условиях — единственный правильный путь.
Татьяна Фадеева. Я считаю, что дорога молодым, потому что нужно обучаться, развиваться и прогрессировать.
Татьяна Фадеева. Белорусская техника — постоянство, которое нужно менять и делать более современным, китайская техника — хороший продукт, но только при наличии поддержки, российская техника — машины, которые могут стать ещё лучше при появлении конкуренции, аргентинская техника — просто хороший аналог запада.