О рынке кормозаготовительной техники в России с директором КРМЗ

Вопросы сохранения, поддержки и повышения эффективности работы мясных и молочных агропредприятий, а также малых и крупных животноводческих комплексов в условиях нестабильной экономики и жесткого санкционного давления сегодня не менее актуальны, чем схожие темы в нише растениеводства. При этом на рынке публикуется не так много мнений о состоянии и перспективах развития отрасли кормозаготовительных машин в нашей стране, хотя внимания со стороны фермерского сообщества к этому направлению за последние годы стало на порядок больше.

Кормозаготовительная техника КРМЗ на выставке АГРОС-2024

Именно поэтому редакция нашего портала «ГлавПахарь» поговорила с директором Краснокамского ремонтно-механического завода (КРМЗ) Дмитрием Тепловым и узнала у него не только о том, как в новых реалиях работает само предприятие, но и о том, как эксперт видит рынок кормозаготовительной техники в России, а также какие основные драйверы роста и сдерживающие факторы он выделяет.

Дмитрий Теплов — директор Краснокамского ремонтно-механического завода (КРМЗ)

О рынке кормозаготовительной техники, производстве и продаже, а также падении цен на молоко и уровне его потребления в РФ

Добрый день, какая ситуация в целом сегодня сложилась на рынке кормозаготовительных машин в нашей стране?

Дмитрий Теплов. Добрый день, начну с того, что рынок кормозаготовительного оборудования — это в целом уникальная рыночная ниша, именно потому, что заготовка кормов представляет собой процесс, который можно совершенствовать бесконечно. Это история и про почвы, и про семена, и про погоду, и про качество того, что растет, и про хранение и так далее. Способы и время уборки, расходные материалы и сельхозтехника — вопросов много, и они постоянно возникают. При этом наша главная задача добиваться улучшения качества грубых кормов в России. Мы активно общаемся с фермерами, а хозяйства делятся, в том числе и с нами, своими успехами и опытом того, у кого получается лучше, а у кого хуже, мы вместе смотрим на причины и принимаем какие-либо решения. В этом особенность работы в этой рыночной нише.

При этом, говоря об общем состоянии рынка, сегодня, как и в любом другом направлении сельхозтехники, мы сталкиваемся с трансформацией и преобразованием, но, возможно, не с таким сильным, как в других подотраслях. В целом лично мы уже достаточно давно взяли на себя миссию по внедрению в нашей стране технологии «Сенаж в линию». Не секрет, что данная технология пришла к нам из развитых стран Северной Америки и Европы. И вот сегодня мы в России как раз практически на всей территории и внедряем такие подходы, обучаем фермеров и рассказываем про преимущества.

Фото: krmz.info
Скоростной упаковщик рулонов SPEEDWAY 120 от КРМЗ

«Говоря о рынке, 2023 год был для многих фермеров не очень хорошим ввиду того, что  резко упала цена на зерно. Те агропредприятия, которые традиционно занимаются растениеводством в нашей стране, были вынуждены значительно снизить свою инвестиционную активность в части обновления парка сельхозтехники. Для нас же куда более серьезное значение имело последовавшее за этим снижение цен на молоко из-за его временного переизбытка. Так что очевидно, что мы тоже столкнулись со снижающейся рентабельностью фермеров и падающим спросом на кормозаготовительное оборудование».

акцентировал внимание директор КРМЗ

Дмитрий Теплов. При этом именно в нашей отрасли есть и другая крайне важная проблема, влияющая на рынок, — снижение уровня потребления молока в России, он падает и делает это быстро.

Сейчас перед многими игроками рынка, компаниями и отраслевыми Ассоциациями мы ставим вопрос о необходимости разработки какой-то отдельной программы, направленной на стимулирование этого процесса. Сегодня мы отстаем в два раза от медицинских норм по потреблению молока. От той же Германии по потреблению молока и мяса мы отстаем в три раза.

Почему это происходит? Непонятно! Раньше этому было логичное объяснение — государство этим не занималось, потому что в целом молока было недостаточно, у нас был дефицит. Сегодня же ряд производителей сильно подтянулся в этом вопросе. Молока стало в принципе достаточно не только для внутренних потребностей страны (в условиях падающего спроса), но и даже для того, чтобы отправлять его и продукты молочной переработки на экспорт. Да, проблем еще много, но всё же молока в стране за последние годы стало действительно больше, а следовательно, должно было расти и его потребление, ведь это улучшает качество жизни и здоровья населения. Сегодня надо, чтобы появилась отдельная программа по этому вопросу, и мы об этом говорим на каждом нашем мероприятии и при общении с самыми разными организациями.

«Снижение цен на молоко стало большой проблемой для многих фермеров и сельхозпредприятий, это привело к тому, что они снизили свои планы по закупке кормозаготовительной техники».

отметил директор КРМЗ
Коровы на молочно-товарной ферме в Беларуси (фото иллюстративное)
Как обстоят дела с производством и продажей кормозаготовительного оборудования?

Дмитрий Теплов. Если брать общий срез по рынку, то сегмент кормозаготовительной техники упал: и по продажам, и по производству. По данным «Росспецмаша», рынок «просел» примерно на треть. Например, по пресс-подборщикам сработали в минус 20-25%.

В то же время лично наше предприятие «пожаловаться не может», потому что мы идем в таком «противотренде», за год объем отгрузок наших машин вырос на 22%. По этой категории объемы поставок нас вполне устраивают.

Рулонный пресс-подборщик из линейки KRMZ Innovation

При этом, по скоростным упаковщикам рулонов, которые в частности обеспечивают нашу технологию «сенаж в линию», мы остались на прежнем уровне 2022 года. В прошлом году какого-то большого рывка и спроса не случилось. Причины, думаю, те, о чем я говорил выше. В целом же мы стараемся демонстрировать большую активность, проводить большое количество мероприятий и рассказывать о технологиях.

Скоростной упаковщик рулонов SPEEDWAY на выставке АГРОС

«При этом важно понимать, что у нас очень сложный сегмент сельхозтехники. Целевые потребители кормозаготовительных машин — малые и средние предприятия. У них, как правило, спрос на технику неплатежеспособный, то есть они часто зависят от грантов, от лизинговых программ и так далее. В таких предприятиях мало свободных денежных средств, при этом современная и производительная техника им всё равно нужна. Они уступают агрохолдингам по возможности финансирования в части приобретения кормозаготовительной техники. Сегодня существует большое количество программ поддержки малых фермеров — грантовая и субсидиарная поддержка, «Агростартапы», «Семейная Ферма». Кроме того, очень хорошо работает «Росагролизинг». Но останавливаться на достигнутом рано, работу в этом направлении надо усиливать. Фермеры должны апробировать самые современные кормозаготовительные технологии не где-то на стороне, а именно у себя в хозяйствах. Государство должно все же менять технологический уклад и дать возможность фермерам приобретать ещё больше новых технологий. Над этим предстоит работать всем игрокам рынка».

подчеркнул руководитель Краснокамского РМЗ
Отрасль животноводства и кормозаготовки должна получить дополнительные стимулы для развития (фото иллюстративное)

О Программе №1432 — кому она реально помогает: фермерам или производителям?

Что для Вас Программа №1432? Сейчас рынок разделился на «два лагеря» одни считают, что она «расслабляет» отечественных производителей, другие, наоборот, считают её крайне действенным инструментом поддержки?

Дмитрий Теплов. Вопрос для нас очень болезненный. Мы в Программе №1432 участвуем с 2013 года и были одними из первых, кто начал по ней работать в целом из отечественных производителей сельхозтехники. Для отрасли сельхозмашиностроения за время её существования она сыграла одну из ключевых ролей, потому что, когда делается скидка на технику в пределах 10-20 % и при этом она компенсируется производителям, это конечно же, является хорошим стимулом и для фермера, который получает более дешевый продукт, и для завода-изготовителя, который фактически продает машину за ту сумму, за которую планировал и которую получил исходя из расходов по себестоимости и рентабельности, при этом государство возмещает предприятиям разницу, так еще и само стимулирует спрос на продукцию того или иного бренда. Когда мы конкурируем, например, с теми же импортными аналогами, эти проценты в цене играют решающую роль.

В 2013 году реализация этой программы создала новый образ российского сельхозмашиностроения, потому что, как вы помните, в те годы, имидж у отечественных заводов стереотипно был не самый хороший. Программа 1432 стимулировала спрос, обращала внимание фермеров на решения, выпускаемые внутри страны, и давала большой стимул инвестировать именно в отечественную сельхозтехнику.

«Однако в последние годы условия этой программы не раз менялись, и как итог, к сожалению, не позволяли нам там как-то масштабно работать. Мы были аккредитованы, но в связи с санкциями, а также условиями, когда несколько лет назад резко выросла себестоимость производства, а при этом коэффициент дефлятора оставался на уровне 5% каждый год, мы просто не могли себе позволить увеличивать стоимость только на эти 5%, потому что себестоимость выросла кратно больше. В последние три года мы практически не участвовали в этой программе (поставки были, но их было не много)».

Дмитрий Теплов директор КРМЗ

Дмитрий Теплов. При этом мы уже знаем, что с этого года программа должна быть снова пересмотрена. И мы с нетерпением ждем этих изменений, потому что по новым условиям скидка на прицепную технику должна быть увеличена, и это будет правильное решение. Продажи прицепной техники в прошлом году упали, поэтому и было принято решение стимулировать спрос на эту категорию продукции, в том числе за счет более крупной скидки. Если раньше речь шла о 10% для Центральной России, то теперь она должна составить 15%. Мера должна заработать уже с 2024 года. Ждем окончательного решения. В целом на Программу №1432 мы рассчитываем, что хотя бы в этом году мы сможем по ней уже нормально поработать.

О конкуренции и «китайской экспансии» на рынке кормозаготовительных машин — возможно ли это?

В нише кормозаготовительной техники приход китайских компаний пока никак не ощущается. При этом мы уже видим, что произошло в тракторном сегменте и насколько «китайцы» плотно вошли на наш рынок. В Китае есть технологии и решения для кормозаготовки, в частности, пресс-подборщики, и их приход сюда, на наш взгляд, лишь вопрос времени. Согласны ли Вы с этим утверждением или нет? И как в целом относитесь к возможной «китайской экспансии» на рынке «кормозаготовки»? Готовы ли Вы к этому или нет? Ждете или нет?

Дмитрий Теплов. Да, это очень актуальный вопрос. После пандемии коронавируса Китай три года никого к себе не пускал, они были закрыты и не проводили массовых мероприятий. Однако сравнительно недавно в Ухани прошла масштабная выставка сельхозтехники CIAME 2023. Я был на этом мероприятии и смог лично посмотреть на большое количество производителей, в том числе работающих в нашей рыночной нише.

Производителей пресс-подборщиков в Китае много, и наши российские дилеры уже стали ездить труда, мы это видим и отмечаем. Массовый приход «китайцев» на рынок кормозаготовительных машин, в первую очередь, с пресс-подборщиками возможен. Но дело в нюансах.

Во-первых, пресс-подборщик очень конструкционно сложная машина, в нём около 2000 деталей, это факт, так что обеспечить надежность этого агрегата на длинной дистанции для китайских компаний будет не самой простой задачей. Во-вторых, пока в Китае делают решения, не вполне готовые к эксплуатации в условиях российских ферм и к тем параметрам, с которыми работают у нас в стране и к которым привыкли. Например, они делают другой размер рулона: шириной 1,40 метров. Поэтому пока остается вопросом, насколько быстро они сделают именно ту продукцию, которая нужна российскому рынку.

«Получится ли у китайских пресс-подборщиков закрепиться в России, покажет только время, но то, что мы видим уже сейчас — они не намного, но всё же дороже российских машин. Плюс по характеристикам они пока не совсем подходят для наших хозяйств. На текущий момент времени конкуренции с Китаем мы не ощущаем, но на будущее мы, конечно же, следим за трендами рынка».

отметил спикер

Дмитрий Теплов. Еще один интересный момент касается именного нашего предприятия, мы в целом, даже в случае массового прихода «китайцев» в Россию, не будем сильно ощущать конкуренции, потому что, в первую очередь, мы внедряем комплексную технологию. Для неё нужен конкретный набор машин с конкретными параметрами. Конечно, компании, которые просто заготавливают сено или солому и им нужны «пресса», могут попробовать машины родом из Поднебесной, и некоторый процент таких фермеров наверняка будет, однако для остальных нужна «технология». Мы продаем не просто технику, а услугу по внедрению технологии.

Ещё в советское время существовала система планирования заготовки кормов. Хозяйствам предоставляли методическую помощь, силен был авторитет ученых-аграриев. Мы возрождаем такой подход: продвигаем среди российских фермеров технологию, к каждому приёму в которой есть академическая база и десятки успешных примеров заготовки полезных кормов. Это важно и этим мы стратегически отличаемся от «китайцев».

Об уровне локализации производства и модернизации КРМЗ

Поговорим именно за КРМЗ. Как у Вас обстоят дела с локализацией, импортозамещением и в целом производством? Инвестируете ли Вы в обновление станочного парка оборудования и проводите ли техмодернизацию?

Дмитрий Теплов. Не секрет, что изначально мы создавались как итальянско-российское предприятие, однако со временем мы пришли к уровню локализации более 70%. Сегодня существует очень много стимулов для развития отечественной промышленности, потому что санкции со стороны европейских компаний, которые они ввели в отношении России, на самом деле, наоборот, помогают заводам-изготовителям, ограничивая поставку импортной техники на наш рынок.

Возможностей у российских производителей стало гораздо больше, нежели раньше. Многие предприятия запустили проекты по развитию. И мы в этом вопросе не являемся исключением. КРМЗ запроектировал и начинает строительство новых корпусов. У нас также есть планы по приобретению новых станков и оборудования. Цели понятны — расширение объемов выпуска и повышение уровня технологичности производства. Мы расширяем сварочное производство, увеличиваем мощности покрасочных цехов, следующий этап — увеличение мощностей сборочного серийного производства. В целом планируем увеличить мощности в два раза.

КРМЗ планирует увеличить производственные мощности в два раза (источник: krmz.info)

Дмитрий Теплов. При этом важно понимать, что есть факторы, способные в будущем негативно повлиять на экономическое развитие в целом. В первую очередь, речь идет об установленной Центробанком ключевой ставке на уровне 16%. Если такая политика сохранится и мы постепенно не начнем снижать ключевую ставку, не давать позитивного сигнала экономике, то в среднесрочной перспективе мы уйдем в стагнацию. Потому что крупные предприятия, с которыми мы общаемся, всю свою доходность сейчас тратят на то, чтобы платить проценты банкам, поскольку ну уж очень дорогие кредиты.

Ждать ли российским фермерам новинок?

Дмитрий Теплов. Скажу так, план разработки абсолютно новых моделей техники у нас есть. Есть агрегаты, которые мы планируем выпустить на рынок в обозримой перспективе, однако процесс этот не быстрый, вся техника достаточно сложная, и она требует большого количества испытаний и тестов, перед тем как уйти в «серию». В настоящее время мы больше думаем о продвижении на рынке уже выпускаемых нами кормозаготовительных машин и о масштабировании этой работы. Мы ещё не исчерпали потенциал их внедрения в России, поэтому основной упор будет сделан именно на это. Перед нами ещё стоит цель насытить нашей техникой всю страну, этим и будем заниматься. Речь пока идет не о новинках, а о каких-то новых технологиях в продвижении уже готовых решений.

«К примеру, если говорить про наш родной Пермский край, то там практически уже все хозяйства используют нашу технологию, в Удмуртии — только 35%, дальше — ещё меньше. Много работы в ЦФО и ЮФО. Ранее там животноводство считалось не самой перспективной темой, и фермеры всячески уходили от этого. Сейчас же ситуация изменилась. А те, кто сохранил в своё время направление животноводства, очень довольны и сумели обеспечить хорошую эффективность даже в условиях сильно падающих цен на продукцию растениеводства. Очевидно, потенциал есть, и его надо реализовывать и раскрывать, этим и займемся».

уточнил руководитель Краснокамского РМЗ

Дмитрий Теплов. При этом мы всё равно довольно гибко реагируем на все изменения рынка и новинки. В качестве примера могу привезти фронтальный погрузчик FRONTLIFT PRO, который стал ответом на запросы рынка в связи с выходом на него большого количества китайских тракторов мощностью 130-150 л.с. Так что мы думаем о новинках и по мере необходимости их выпускаем.

Навесной фронтальный погрузчик FRONTLIFT PRO на АГРОСе 2024

Возможно, мы когда-нибудь даже «подступимся» к проектированию тюкового пресс-подборщика. Но глобально сейчас у нас другая миссия, мы хотим показать, что малые и средние предприятия могут существовать и показывать достойную рентабельность и делать это не хуже крупных агрохолдингов.

Ваш прогноз по рынку молока и кормозаготовительного оборудования в 2024 году?

Дмитрий Теплов. Начнем с рынка сельхозтехники. Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, однако после падения в 2023 году мы ожидаем некоторой коррекции и восстановительного роста. Кроме того, по-прежнему будет актуален вопрос стоимости агромашин. Из положительного можно отметить, что уже сейчас цены на сельхозтехнику всё-таки скорректировались и возвращаются к какому-то приемлемому уровню, это главное. Но для для аграриев это всё равно был стресс.

Говоря уже о рынке молока, правило на нём будет только одно — выживут самые эффективные компании: кто развивается, тот и будет развиваться в будущем. При этом отбор всё-таки будет, допустим, неэффективные хозяйства будут уходить с рынка и уступать место более эффективным.

Кроме того, главная борьба будет за себестоимость и за качество молока. Кто будет показывать достойные цифры в этом вопросе и чья продукция будет, к примеру, сыропригодной, тот и будет победителем. При этом качественные корма будут стимулировать процесс получения качественного молока. А чтобы получать качественные корма, надо использовать современные технологии. Это комплексный и взаимодополняющий процесс.

Новый пресс-подборщик VB18 с изменяемой камерой — как создавалась машина?

Директор КРМЗ назвал положительные и отрицательные тенденции экономики