Новым тракторам Кировец — новые моторы ЯМЗ

23.11.2022
Тракторы
2477

Петербургский тракторный завод продолжает радовать отечественных аграриев обновлениями для своей продуктовой линейки сельхозтехники. Первая беспилотная версия трактора Кировец, новая автоматическая трансмиссия, новые усиленные ведущие мосты Т400 с самоблокирующимися дифференциалами «ноу-спин» и разнесенными планетарными редукторами, модернизация и преображение конфигурации рабочего места оператора, улучшение эргономики, адаптивности и, конечно же, повышение функциональности это те стратегически важные изменения, с которыми уже успели ознакомиться фермеры. Но какой же шаг завод сделал следующим? Неужели моторы?

Да-да, верно, с ноября 2022 года тракторы Кировец К-7М стали доступны для заказа с двигателями ЯМЗ‑6585 нового поколения мощностью 350 и 390 л.с. Еще более высокопроизводительные, экономичные и надежные «движки»  обновление, которое ждали на рынке. И сегодня «ГлавПахарь» расскажет Вам о нем подробнее.

Новые дизельные двигатели ЯМЗ-6585 для новых тракторов Кировец К-7М

О новом поколении дизельных двигателей ЯМЗ-6585 для тракторов Кировец К-7М: назначение и ключевые изменения

На базе ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) разработана и теперь выпускается новая линейка модернизированных дизельных двигателей семейства ЯМЗ V8 для современных и перспективных сельскохозяйственных тракторов Кировец серии К-7М. Модернизированные моторы заменили выпускавшиеся ранее модели ЯМЗ-238НД3/НД4/НД5 мощностью 235-300 л.с., которые успешно зарекомендовали себя в течение более чем 20 лет эксплуатации в составе техники.

По сравнению с ЯМЗ-238НД5 новый двигатель ЯМЗ-6585 подвергся глубокой модернизации, которая затронула базовые элементы конструкции, системы и узлы за счет изменения системы топливоподачи и мероприятий по снижению теплонапряженности двигателя. Также изменены блок и головка цилиндров, цилиндро-поршневая группа (гильза, поршень, палец и поршневые кольца — ЦПГ), модернизированы системы наддува и охлаждения, применена топливная система аккумуляторного типа с электронным управлением. Кроме того, ЯМЗ-6585 отличаются улучшенными тягово-экономическими параметрами, высоким уровнем надежности и соответствуют современным экологическим нормам Stage IIIa. 

Спецификация тракторов Кировец и новых двигателей ЯМЗ-65855 и ЯМЗ-65857 (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Важно, что для тракторов Кировец К-735М Ст и К-739М Ст стали доступны сразу две модификации моторов — ЯМЗ-65855 мощностью 350 л.с. и ЯМЗ-65857 мощностью 390 л.с., соответственно.

Если говорить в целом о новой серии силовых установок, то стоит отметить, что для нее характерна топливоподающая система аккумуляторного типа Common Rail с электронным управлением подачей топлива. В настоящее время она уже полностью построена на базе отечественных комплектующих: применятся топливный насос ЯЗДА (Ярославль), форсунки АЗПИ (Барнаул), блок управления АБИТ (Санкт-Петербург). Для повышения надежности и ресурса в 2022 году в конструкцию дизелей ЯМЗ-6585 был внедрен и ряд улучшений, схематично они отображены на изображении (снизу).

Новые дизельные двигатели ЯМЗ-6585 и их ключевых улучшения (источник: glavpahar.ru)
Для тракторов с новыми двигателями ЯМЗ будут доступны все опции, которые можно заказать для остальных моделей линейки Кировец К‑7М. Двигатель ЯМЗ-6585-04, его модификации ЯМЗ-65854, ЯМЗ65855, ЯМЗ-65857 и их комплектации предназначены для установки на тракторы АО «ПТЗ» лесохозяйственного и сельскохозяйственного назначения и на другие изделия.
Внешний вид двигателей ЯМЗ-6585 нового поколения и ЯМЗ-238НД5 (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Среди главных преимуществ линейки модернизированных дизелей ЯМЗ-6585 стоит выделить:

  • увеличенную мощность до 390 л.с. и крутящий момент до 1864 Нм, которые обеспечивают эффективную работу перспективных сельхозтракторов Кировец;
  • высокую надежность, безотказность и значительный ресурс не менее 8000 часов;
  • соответствие экологическим нормативам Правил ООН № 96-02 (Stage IIIa) и требованиям Технического регламента Таможенного Cоюза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • высокие технико-экономические характеристики по расходу топлива и масла;
  • низкую стоимость владения, а также доступность запчастей и обслуживания.
Внешний вид двигателей ЯМЗ-6585, слева и справа (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Ключевые характеристики, тип и конструктивные особенности двигателей ЯМЗ-6585 для тракторов Кировец

ЯМЗ-6585  — это  восьмицилиндровый дизельный мотор, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный, c жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», который устанавливается на тракторе.

Двигатель обеспечивает современное требование по топливной  экономичности, выбросам вредных веществ и сохраняет свои массово-габаритные характеристики. Новые модификации для тракторов «Кировец» разработаны на базе серийного многоцелевого дизеля ЯМЗ-6585 с улучшенными характеристиками.

Гильза, поршень, поршневые и уплотнительные кольца цилиндров

Гильзы цилиндров — «мокрого» типа, изготавливаются из специального износостойкого чугуна. Для обеспечения приработки и защиты от коррозии на гильзы наносится специальное износостойкое фосфатное покрытие. Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и прижимаются к нему головкой через бурт и прокладку. Высота бурта гильзы цилиндра — 9,6 мм. На нижний торец расточки блока под гильзу цилиндра наносится слой герметика «Лактайт-5900». Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров должно быть в пределах: 1,6 (+0,035, -0 057 мм).

На наружной поверхности гильзы в нижней части выполнены канавки под антикавитационное и уплотнительные кольца для предохранения от кавитации и попадания охлаждающей жидкости в масляный картер. По величине внутреннего диаметра гильзы на размерные группы не разбиваются. На верхнем торце гильзы наносятся обозначение предприятия-изготовителя и знак технического контроля.

Поршни отливаются из специального алюминиевого сплава. На боковой поверхности выполнены три канавки под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное кольцо). Канавка под верхнее компрессионное кольцо защищена от износа вставкой из специального чугуна. Для обеспечения показателей рабочего процесса камера сгорания имеет поднутрение боковой поверхности и вытеснитель на днище. На днище выполнены выточки под клапаны газораспределения. Высота от днища до оси отверстия под поршневой палец – 85 мм. Диаметр отверстия под палец — 52 мм. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки. 

Строение поршня (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

На двигатели устанавливаются поршни 658.1004015-10 с камерой сгорания, смещенной с оси поршня в сторону форсунки. По величине наружного диаметра поршни на размерные группы не разбиваются. На внутренней поверхности поршня наносятся товарный знак предприятия-изготовителя, обозначение изделия и марка материала; на днище — знак технического контроля.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, имеют износостойкое покрытие рабочей поверхности. Кольца устанавливаются в канавки поршня. Маркировка «Верх» должна быть обращена к днищу поршня, а замки смежных колец развернуты друг относительно друга на 180º. На поршень устанавливается комплект колец 658.1004002, состоящий из:

  • верхнего компрессионного кольца — имеет в сечении двухсторонную трапецию со смещенной вниз бочкообразной рабочей поверхностью с хромокерамическим покрытием;
  • второго компрессионного кольца прямоугольного сечения с выточкой на нижнем торце с внутренней стороны — на рабочую поверхность нанесено хромовое покрытие;
  • маслосъемного кольца высотой 4 мм, коробчатого типа, с витым шлифованным расширителем и хромовым покрытием рабочих поясков — на верхнем торце кольца наносятся обозначение предприятия-изготовителя и слово «Верх» для компрессионных колец.

Поршневой палец — пустотелый, плавающего типа, с азотированием для обеспечения износостойкости. Палец устанавливается в отверстия в бобышках поршня, его осевое перемещение ограничивается пружинными упорными кольцами.

Топливо-подающая система

Для достижения экологических параметров применена топливо-подающая система аккумуляторного типа с повышенной энергией впрыска и с электронным управлением подачей топлива. Данная технология обеспечивает высокое давления впрыска топлива до 1600 бар, многофазную подачу топлива и гибкое управление основными параметрами процесса топливоподачи (угол опережения впрыскивания топлива, давление впрыска, количество и моменты дополнительных впрысков).

В состав топливной системы входят:

  • ТНВД мод.47 плунжерного секционного типа производства ЯЗДА, Ярославль;
  • рампы со встроенным датчиком давления топлива;
  • электроуправляемые форсунки со встроенным электромагнитным клапаном;
  • электронный блок управления — микропроцессорный М240, бортовая система питания 24В (28В);
  • датчики синхронизации, давления и температуры наддувочного воздуха, давления масла, температуры охлаждающей жидкости, температуры и давления топлива;
  • жгуты электронной системы управления: датчиков, форсунок (силовой), промежуточный.
Особенности конструкции двигателей ЯМЗ-6585: топливо-подающая система (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Топливная аппаратура Common Rail включает две рампы (аккумуляторы высокого давления) трубчатого типа со встроенным датчиком давления топлива и перепускным клапаном. Топливная система аккумуляторного типа Common Rail System (CRS) с электронным управлением подачей топлива отвечает за:

  • точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима и многофазный впрыск;
  • регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вращения, нагрузки, температуры;
  • гибкое регулирование давления впрыскивания топлива в широком диапазоне;
  • легкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях;
  • корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ;
  • совместимость с электронными системами автомобиля и бортовой системой контроля и диагностики по каналу CAN, обеспечивает диагностику, выполняет функции ограничения скорости, аварийной защиты двигателя, круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.
Топливная аппаратура двигателей ЯМЗ-6585 и датчики (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Топливная система работает следующим образом: топливо из топливного бака через фильтр-отстойник предварительной очистки топлива и охладитель электронного блока управления (5) засасывается шестеренчатым топливоподкачивающим насосом  и под давлением 700…800 кПа (7…8 кгс/см2) подается в фильтр тонкой очистки топлива (1) с очень высокой степенью очистки, так как система Common Rail более чувствительна к загрязнению, чем системы с обычным плунжерным топливным насосом.

Далее топливо поступает в топливный насос высокого давления (14), который имеет четыре секции, каждая из которых запитывается через дозирующее устройство с электроклапаном. Из топливного насоса топливо под давлением поступает в общие топливопроводы – аккумуляторы (рампы) левый (10) и правый (16) и далее по индивидуальным трубкам высокого давления (9) подводится к каждой форсунке (12). Форсунки подают топливо под давлением в камеру сгорания. Продолжительность впрыскивания определяется длительностью электрического импульса от электронного блока управления двигателя. Уровень давления топлива в рампе, оптимальный данному режиму работы двигателя, задается электронным блоком управления и определяется балансом расхода топлива через форсунки и производительностью топливного насоса.

В системе Common Rail давление впрыскивания топлива не зависит от момента начала и продолжительности впрыскивания. Это делает возможным, наряду с основным впрыскиванием, от которого зависит крутящий момент двигателя, осуществлять другие фазы впрыскивания:

  • предварительное впрыскивание с незначительной величиной подачи, которое снижает главным образом шум сгорания;
  • дополнительное впрыскивание, позволяющее снизить уровень эмиссии отработавших газов.

Действительная величина подачи топлива обусловлена давлением и продолжительностью впрыскивания. Датчики, расположенные на двигателе, передают информацию о работе систем на электронный блок управления. Электронный блок управления использует эту информацию для управления впрыском и подачи сигнала о работе других систем на приборный щиток и управление исполнительными механизмами, обеспечивающими работу двигателя.

Основные узлы топливной системы Common Rail (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Устройство и работа ТНВД

С топливным насосом высокого давления в одном агрегате объединены регулятор производительности, топливоподкачивающий насос и полумуфта привода.

В корпусе насоса установлены: кулачковый вал, вращающийся в роликовых подшипниках, толкатели плунжера, секции топливного насоса (отдельные насосные элементы), состоящие из корпусов секции с плунжерными парами, впускными и нагнетательными клапанами, пружинами толкателя и штуцерами, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления. Кулачковый вал имеет 3 промежуточные опоры и установлен с осевым натягом 0,01…0,07 мм, который обеспечивается регулировочными прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом ТНВД.

Конструктивная схема ТНВД (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Фильтры и трубопроводы

Если говорить о фильтрах и трубопроводах, то решение использует в своей конструкции фильтр тонкой очистки топлива со сменными элементами, полнопоточный масляный фильтр со сменным элементом, центробежный масляный фильтр, пластиковые трубопроводы низкого давления.

Фильтры и трубопроводы двигателей ЯМЗ-6585 для тракторов Кировец К-7М (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Наддув и вентиляция картера, а также система охлаждения

В системе наддува применен турбокомпрессор с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором ТКР-100-16. Система вентиляции картера — замкнутого типа с отводом в систему впуска воздуха перед ТКР, с маслоотделителем и клапаном регулирования давления. Данная система экологична, так как устраняет вредные выбросы картерных газов и масляного тумана в атмосферу. При этом у двигателя остается только одна система выпуска отработавших газов.

Система вентиляции картера включает в себя маслоотделитель (2), который устанавливается на двигатель на специальном кронштейне и соединяется с сапуном подводящим рукавом (3), а также трубки слива масла (1). Картерные газы из под крышки головки цилиндров через сапун и подводящий рукав поступают в патрубок маслоотделителя и далее в нижнюю часть стакана, в котором расположен пакет, состоящий из четырех дисков.

Затем газы поднимаются вверх к мембранному клапану, управляющему давлением в картере, отделяются от масла и отсасываются через выходной патрубок во впускной контур двигателя. Частицы масла, осевшие на дисках, стекают в нижнюю часть корпуса маслоотделителя и сливаются по трубке в поддон двигателя через гидрозатвор, представляющий из себя полость, образованную ребрами в блоке цилиндров и картере маховика, заполненную маслом.

Система вентиляции картера и маслоотделитель (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

В системе охлаждения применен электроуправляемый вентилятор 6585.1308010 Ø 813 мм с вязкостной муфтой 020008761, с приводом через проставку от шкива коленчатого вала. Двигатели комплектуются гасителем крутильных колебаний, трёхручьевым шкивом коленчатого вала с проставкой, водяным насосом с натяжным устройством. Также доступен теплообменник жидкостно-масляный трубчатого типа, предусмотрено отверстие К3/8” для слива охлаждающей жидкости.

Наддув и вентиляция картера, а также система охлаждения двигателей ЯМЗ-6585 для тракторов Кировец К-7М (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Приводы вентилятора: с вязкостной и фрикционной муфтой

Двигатели могут комплектоваться вентилятором с вязкостной муфтой   фирмы  Borg  Warner  диаметром  660 мм, работающей в автоматическом режиме в зависимости от температуры набегающего потока воздуха после радиатора. Муфта включается с помощью биметалического термоэлемента при температуре воздуха 62…68ºС, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 85…93ºС. 

Привод вентилятора (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

При этом по согласованию с потребителем двигатели могут комплектоваться приводом вентилятора с фрикционной муфтой, работающим как в автоматическом, так и в ручном режиме. Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии. После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200…500 об/мин.

При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85º …+93ºС) масло от включателя под давлением поступает в штуцер (13) корпуса (14). Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках (10) и (22) попадает в осевое отверстие ведущего вала (18), а оттуда к поршню (30). Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины (32) на обойму, которая давит на диски (4) и (5), выбирая зазоры между ними. После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал (25) с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой. 

После того как температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла. Масло, находящееся под поршнем (30), под действием центробежных сил, а также пружин (7), (32) через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки (2) и шкива (24). С помощью черпательной трубки (9) и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.  По мере освобождения полости под поршнем (30) от масла он перемещается под действием пружин (7), (32). Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается. 

Привод вентилятора комплектуется электромагнитным клапаном КЭМ 32-23М2. С целью повышения эффективности его работы по исключению засорения в корпусе клапана размещен постоянный магнит для улавливания металлических частиц. В процессе эксплуатации техническое обслуживание электромагнитного клапана не требуется, при необходимости допускается очистка магнита от металлических частиц.

Генератор и компрессор кондиционера

Генератор и компрессор кондиционера двигателей ЯМЗ-6585 для тракторов Кировец К-7М (источник: kirovets-ptz.com/glavpahar.ru)

Если кратко, то вот такие они — моторы нового поколения для тракторов Кировец! В заключении напомним, что 2022 год стал юбилейным для Петербургского тракторного завода. В июле знаменитому Кировцу стукнуло 60 лет. За это время с конвейера завода сошло более 500 000 машин.

В новых реалиях с каждым обновлением и модернизацией предприятие всё грамотнее выстраивает взаимоотношения с конечным потребителем и закрепляет свои лидирующие позиции на отечественном рынке энергонасыщенных тракторов мощностью свыше 250 л.с. Двигатели нового поколения ЯМЗ могут стать залогом еще большего повышения качества, надежности и эффективности агромашин. Они также могут помочь бренду с берегов Невы еще сильнее популяризировать технику среди аграриев РФ и стран СНГ. Реклама АО «Петербургский тракторный завод».

Эволюция Кировцев — всё о новой автоматической коробке передач на тракторах

Советы по экономии топлива на тракторах Кировец — мнение экспертов