Необходимость оценки качества топлива

10.06.2020
Прочее
2468
Фотография носит иллюстративный характер

Рабочие будни любого трактора или самоходной сельскохозяйственной машины начинаются с заправки топливом, от качества которого порою зависит эффективность возделывания сельскохозяйственных культур. Выход из строя топливной аппаратуры дизельного двигателя в пиковый период может привести к срыву агротехнических сроков выполнения технологических операций. Кроме того, поломки поршневой группы или топливной аппаратуры обернутся существенными издержками для сельскохозяйственного предприятия на ремонт и восстановление вышедших из строя элементов двигателя. Последствия использования топлива, разбавленного водой, демонстрирует следующее видео.

Использование некачественного масла приводит к забиванию каналов для смазывания шатунных шеек коленчатого вала. Устранение подобных неисправностей возможно только путем тщательной очистки и мойки.

Появление некачественного дизельного топлива чаще всего объясняется стремлением недобросовестных поставщиков в погоне за прибылью увеличить объемы его реализации путем добавления воды, керосина, бензина или различных присадок. Одним из эффективных способов своевременного выявления некачественного топлива является повсеместный контроль качества поставляемых нефтепродуктов путем изучения образцов в специализированных лабораториях с использованием новейшего оборудования. Кроме того, существуют косвенные методы оценки качества топлива, которые могут дать предварительную оценку.

«ГлавПахарь» ознакомился с полезными советами и методами выявления некачественного топлива, оборудованием для исследования топлива в лабораторных условиях и последствиями, к которым может привести использование некачественного топлива или смазочных материалов.

Первичные признаки некачественного топлива

Прежде всего, необходимо упомянуть советы практиков и косвенные признаки, которые позволят выявить возможные недостатки топливно-смазочных материалов, не прибегая к использованию лабораторных приборов. Например, цена на ГСМ в конкретных регионах вполне устоявшаяся и в случае, если вам предлагают топливо или масла со скидкой, стоит задуматься о том, за счет чего предлагается товар по заниженной цене. Высока вероятность того, что топливо будет разбавлено присадками или водой.

Запах топлива является ценным признаком, позволяющем судить о качестве. Запах бензина с присадками более резкий, чем у чистого, также могут присутствовать «ароматы» бытовой химии или резины.

Самым верным подтверждением того, что вам продали некачественное топливо, является тот факт, что двигатель после заправки начинает глохнуть и работать неустойчиво, а расход топлива возрастает. Однако последний признак будет эффективно подтверждать низкое качество топлива только в том случае, если вы уверены в исправности двигателя и топливной аппаратуры.

Если один или несколько первичных признаков проявили себя, следует прибегнуть к более детальному изучению топлива. Для этих целей существует несколько полезных методов, которые вполне просты и достаточно эффективны.

Методы «домашнего» контроля качества топлива

Проверить бензин на наличие присадок можно с использованием чистого листа бумаги. Поскольку бензин, не содержащий примесей, полностью испаряется, наличие присадок в его составе сразу проявят себя на чистом листе бумаги. Если на листе остается жирное пятно, это говорит о наличии в бензине примесей. Существует также способ нанесения капельки бензина на руку. После испарения качественный бензин не оставляет жирных пятен.

Подтвердить факт разбавления бензина или дизельного топлива водой можно с использованием марганцовки. При добавлении в сосуд с топливом марганцовки не должен образовываться розовый шлейф от ее растворения, поскольку это может произойти только при наличии воды.

Эффективным способом контроля качества топлива является проверка его плотности. Бюджетный ареометр можно сейчас без труда приобрести по доступной цене. Плотность дизельного топлива должна составлять 860 кг/м³ для марки Л и 840 кг/м³ для марки З.

Фото: Центрально-Черноземная МИС
Иономер лабораторный И-160МИ для определения щелочного числа в маслах

Однако самым эффективным способом проверки качества используемого топлива или смазочных материалов был, есть и будет лабораторный контроль, который позволяет досконально определить фракционный состав топлива, вязкость, содержание серы, температуру помутнения и другие показатели.

Основные характеристики дизельного топлива, которые проверяют при лабораторных исследованиях:

  1. Фракционный состав. По нему проверяется полнота сгорания топлива, дымность и токсичность выхлопных газов.
  2. Вязкость. По ней можно судить о процессе нагнетания и впрыска топлива. Она также влияет на смазывающие характеристики. Низкая вязкость приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. Также вязкость определяет степень прокачиваемости топлива по элементам системы питания дизельного двигателя. Значение кинематической вязкости может различаться. Для быстроходных дизельных двигателей оно находится в диапазоне от 1,5 до 6 мм²/с. Если значение вязкости находится вне заданных пределов, то топливная аппаратура может в ближайшее время выйти из строя. Например, топливо повышенной вязкости ухудшает качество смеси путем образования капель большого размера, такое топливо не может полностью сгореть, что приводит к образованию нагара.
  3. Вспышка определяет безопасное применение топлива в двигателе.
  4. Сера. По этому показателю определяют нагар, коррозию и износ элементов дизельного двигателя.
  5. Для зимнего применения важными являются показатели температуры помутнения, застывания, предельной температуры фильтруемости и другие показатели.
Прибор для определения вязкости топлива

Как отмечают специалисты лаборатории по определению качества топлива Центрально-Черноземной МИС, большой процент простоев техники в сельскохозяйственном производстве связан с заправкой некачественным дизельным топливом. Например, по содержанию серы, в хозяйствах Курского и Глушковского района было установлено, что дизельное топливо имело фактический показатель, почти в 900 раз превышающий норму. Большой процент топлива для использования в зимний период имело заниженный показатель по температуре вспышки — 25 °C, а в отдельных случаях и 18 °C, при норме не ниже 55 °C.

В 2017 году простои по причине некачественного топлива составили 37,5%, а в 2018 году — 45,0%. В 2019 году простои техники снизились до 30%. За 12 месяцев 2019 года в лабораторию испытаний горюче-смазочных материалов поступило 97 обращений от сельхозтоваропроизводителей, организаций, частных предпринимателей и физических лиц и проверено качество 187 проб нефтепродуктов.

Фото: Центрально-Черноземная МИС
Рабочее место для контроля качества ГСМ

По результатам испытаний выявлено:

  • некондиционного бензина — 20% от числа обследованных проб;
  • дизельного топлива — 30%;
  • моторного масла — 10%;
  • трансмиссионного масла — 60%.

Основные показатели, по которым был забракован бензин — фракционный состав, внешний вид, содержание железа; дизельное топливо — сера, вспышка, предельная температура фильтруемости; моторные масла — щелочное число, индекс вязкости; трансмиссионные масла — вязкость, индекс вязкости. Общий процент некондиционных проб из числа обследованных составил 30%.

Имеют место даже такие случаи, когда вместо дизельного было поставлено печное топливо. Важно подчеркнуть, что все хозяйства, у которых были выявлены поставки некачественных ГСМ, благодаря оперативности сотрудников станции, вовремя успели их заменить. Удалось предотвратить поступление на рынок нефтепродуктов около 600 тонн некачественного дизельного топлива. В настоящее время проверять качество закупаемого топлива стали не только хозяйства, но и поставщики, поскольку они дорожат своей репутацией.

Несмотря на то, что разрешен выпуск только топлива класса Евро 5, на рынок поступает топливо класса Евро 4. Европейский стандарт ЕВРО-5 был принят на территории РФ 1 января 2016 года. Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности. Горючее, изготовленное по европейским стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

В основном сернистые соединения выбрасываются из двигателя вместе с отработанными газами. Другая же часть серных продуктов вступает во взаимодействие с водяным паром и образует серную и сернистую кислоты. Результат их воздействия на двигатель: увеличение коррозии на деталях поршневой группы и образование нагара.

В условиях высокой температуры будет происходить газовая коррозия металлов, а при низких — образовываться серная и сернистая кислота. Это означает, что в любом случае они будут отрицательно влиять на состояние двигателя, его работу, сократят его физический ресурс. При содержании более 0,5% серы существенно ускоряется коррозия рабочих поверхностей цилиндров, а также оказывается негативное воздействие на моторное масло. 

На официальном сайте ФГБУ «Центрально-Черноземная МИС» ежеквартально освещается статистика проводимых мониторингов, имеются контакты лаборатории, сотрудники которой всегда готовы оказать любую необходимую консультацию: как контроль качества нефтепродуктов с выдачей протокола испытаний, так и устную по телефону.

В течение 2018 и 2019 годов специалисты станции регулярно принимали участие в работе специальной комиссии и проверяли качество бензина и дизельного топлива на заправках г. Курска. В практику работы испытателей станции вошло самостоятельное постоянное информирование в средствах массовой информации сельхозпроизводителей, фермеров специалистов сельского хозяйства, студентов ВУЗов, колледжей, учащихся школ. В настоящее время лаборатория имеет возможность проводить более полный анализ топлива и масел по таким показателям, как определение серы, полициклические углеводороды, смолы, коксуемость, цветность.

Способы повышения эффективности использования топлива

Новое оборудование для исследования топлива

Одним из самых эффективных приборов для изучения качества нефтепродуктов являются октанометры. Данный прибор позволяет определить наличие посторонних примесей в топливе. Анализ топлива можно провести за 10 секунд и определить такие показатели, как диэлектрическую проницаемость, цетановое число дизельного топлива, а для бензина — октановое число, также можно определить температуру застывания и тип топлива.

Также применяется специальное оборудование для контроля состава и свойств нефтепродуктов, для испытания масел, смазок, антифризов и парафинов.

Фото: Центрально-Черноземная МИС
Прибор для контроля качества ГСМ

Подведение итогов

Подводя итог, необходимо отметить, что для предотвращения выхода из строя дорогостоящих элементов двигателя необходимо следить за качеством используемого топлива. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно брать на вооружение не только полезные советы и рекомендации по первичному контролю качества топлива, но также прибегать к услугам специализированных лабораторий. Эффективность работы лабораторий контроля качества горюче-смазочных материалов обусловлена тем, что у хозяйств, предпринимателей и частных лиц существует возможность оперативно проводить контроль закупаемых нефтепродуктов, своевременно заменить некачественное топливо, не допуская поломок техники. Для недобросовестных поставщиков это послужит сигналом того, чтобы поставлять в ваш регион более качественное топливо.