Логистика перевозки сельхозгрузов, перевозка измельченных кормов

Фото: nsh.by
Полуприцеп ПСКТ-15 на перевозке измельченной соломы

Транспортировка кормов – один из самых затратных этапов кормопроизводства. Для транспортирования традиционно рекомендуется применять автомобильный транспорт или специальные тракторные прицепы. Но так ли это? Давайте разберемся.

В хозяйствах, к примеру братской для России Республики Беларусь, сформировался парк из различных тракторных прицепов для перевозки сельскохозяйственных грузов.

Самосвальные прицепы

Самосвальные прицепы — это наиболее распространенный тип прицепов, на долю которого приходится около 50% парка республики. Самосвальные прицепы предназначены для транспортировки различных сельскохозяйственных грузов (кормов, зерна, корнеплодов, органических удобрений) и других грузов.

В связи с этим они используются круглогодично, а широкий модельный ряд позволяет подобрать оптимальный вариант под трактора различной мощности (от 26 кВт до 246 кВт). В зависимости от модели прицепы производят заднюю, боковую или же трёхстороннюю загрузку.

Таблица 1. Характеристики самосвальных прицепов

Использование данных прицепов наиболее эффективно в первую очередь при перевозке кукурузного силоса (при насыпной плотности 0,4 т/м3), а также на перевозке травяного сенажа и силоса (при насыпной плотности 0,3 т/м3). Кроме, того прицепы с боковой разгрузкой позволяют агрегатировать трехзвенный автопоезд (например, трактор тягового класса 5,0 + ПСТБ-12 + ПСТБ-17). Автопоезд обеспечивает загрузку тракторов мощность 246 кВт и более.

Специальные и многофункциональные прицепы

Данные прицепы предназначены для приема и транспортировки измельченной массы кормовых культур от кормоуборочных комбайнов, для ее последующей доставки к месту хранения и выгрузки назад конвейером. Также есть возможность загрузки в приемный бункер упаковщика силосно-сенажной массы.

Широкое применение для перевозки измельченной массы получили многофункциональные прицепы типа ПМФ, МТУ, ПСС и другие.

В силу своего главного назначения – транспортировки и внесения твердых органических удобрений, многофункциональные прицепы имеют сравнительно высокую массу, поэтому требуют агрегатирования с тракторами тягового класса 3-5. Это универсальные машины, хотя и имеют меньшую экономическую эффективность в сравнении со специальными прицепами при перевозке легковесных кормов (при насыпной плотности 0,2 т/м3 и менее).

При перевозке сенажа (при насыпной плотности 0,2 т/м3) и благоприятных погодных условиях специальные прицепы ПС-45 можно агрегатировать с тракторами меньшей мощности (тягового класса 1,4), что позволяет сэкономить топливо до 20%. Такой же тандем эффективен на перевозке измельченной соломы.

Специальные прицепы (с надставными бортами) позволяют перевозить до 55 кубометров измельченной массы за рейс.

Фото: nsh.by
Полуприцеп специальный ПСС-20 на перевозке сенажа
Таблица 2. Характеристики специальных и многофункциональных прицепов

Автотранспорт

Использование автотранспорта на перевозке кормов имеет высокую рентабельность наряду со специальными прицепами, в первую очередь, за счёт высокой мобильности, при этом имея объем до 26 м3 перевозимого груза. Автотранспорт наиболее эффективен также при плече перевозки 5 км и более, при благоприятных погодных условиях.

Таблица 3. Характеристики грузовых автомобилей
Фото: nsh.by
Использование автотранспорта на перевозке кормов

Повышение рентабельности перевозок

Зачастую мы перевозим попросту воздух! Особенно это актуально, когда свежескошенная трава стремительно пересыхает из-за высоких температур. В результате получается, что мощные трактора везут не более 4-6 тонн, а то и две тонны.

Один из вариантов повысить рентабельность перевозок – увеличить объем прицепа. Практически все производители предлагают потребителям надставные борта высотой от 650 до 1300 мм. Это позволяет увеличить объём перевозимого груза до 38%, а также снижает потери корма при погрузке и перевозке.

Таблица 4. Характеристики самосвальных прицепов с надставными бортами
Фото: nsh.by
Полуприцеп самосвальный ПСТ-12 с дополнительными надставными бортами на перевозки кукурузного силоса

При перевозке измельченной массы с надставными бортами следует учитывать результаты взвешивания на весах во избежание превышения максимальной грузоподъёмности.  

Надставные борта изготавливают самостоятельно в хозяйствах с учетом погрузочной высоты кормоуборочных комбайнов и руководства по эксплуатации прицепов.

Важно! Погрузочная высота для отечественных кормоуборочных комбайнов составляет: КВК-800 – 4800 мм; КВК-8060 – 5100 мм; К-Г-6 – 4000 мм.

При перевозке легковесных грузов и благоприятных погодных условиях прицепы рационально использовать с тракторами меньшей мощности, а также сцепки из двух прицепов.

Фото: nsh.by
Полуприцеп специальный ПС-60А с дополнительными надставными бортами на широкопрофильных шинах

Стоит отметить применение широкопрофильных шин, которые повышают проходимость на почвах с низкой несущей способностью, что актуально в сложных условиях (распутица, торфяники и др.). 

Подведем итоги

Каждому прицепу свое предназначение, но каждый хозяин стремится, чтобы прицепы не простаивали на машинном дворе, а приносили прибыль.

Автотранспорт эффективен с увеченным объемом кузова на перевозке кормов при благоприятных погодных условиях, а также при большом плече перевозки.

Трактора приобретают главную роль в сложных условиях, когда автотранспортом проблематично или вовсе невозможно перевозить корма.

В сложных погодных условиях на первый план выходят многофункциональные и специальные прицепы, агрегатируемые с тракторами тягового класса 5.

На перевозке сенажа и измельченной соломы традиционно в лидерах – специальные прицепы (ПС-45, ПС-60). На первое место здесь выходит объем прицепа, а не грузоподъемность.

Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2022 г., май, № 9), автор: Петроченко Н.О., магистр технических наук.

Дебют на АГРОВОЛГЕ, или что показал Ленмаш в Казани?

Ярославич на Дне Воронежского поля — ПСП, КБМ и гидроманипулятор