Кировец в поле хозяин, или как работает крупнейший дилер ПТЗ в ЦФО — интервью Бизнес-Гарант

22.10.2021
Тракторы
1886

Дилеры сельхозтехники традиционно являются главным инструментом оперативной коммуникации между фермером и производителем техники. Такие компании, как правило, не только занимаются продажей сельхозтехники, выступая посредниками на рынке, но и способствуют более быстрому решению проблем, связанных с профессиональным и квалифицированным послепродажным и сервисным обслуживанием.

«ГлавПахарь» взял интервью у генерального директора ООО «Бизнес-Гарант» Александра Фатьянова — одного из крупнейших дилеров Петербургского тракторного завода в ЦФО.

В ходе общения мы попытались не только как можно больше узнать о самой компании и ее деятельности, но и найти ответ на вопрос, а действительно ли «трактор Кировец является хозяином в поле» и если да, то почему.

Отгрузка трактора Кировец от «Бизнес-Гарант» в одно из хозяйств Курской области

ГлавПахарь. Добрый день, кратко расскажите о компании: ее истории и специализации.

Александр Фатьянов. Добрый день, «Бизнес-Гарант» был организован 16 сентября 2009 года. Фирма возникла не на ровном месте, а стала правопродолжателем крупной компании, в которой мы работали ранее. Это была сетевая компания «Открытый мир», которая изначально включала в себя 28 филиалов по всей России. Я был на тот момент директором Курского филиала.

В 2008 году наступил мировой экономический кризис, и уже в 2009 году компании не стало. Перед нами встал серьезный выбор: искать новое место работы и уходить или же попробовать продолжить заниматься любимым делом в отрасли сельского хозяйства. 

Именно поэтому было принято стратегическое решение создать совершенно новую компанию и продолжить работу в данной сфере деятельности. Мной было организовано новое предприятие ООО «Бизнес-Гарант», в котором остались трудиться основные специалисты из «Открытого мира».

Сейчас ООО «Бизнес-Гарант» это не просто общество с ограниченной ответственностью и дилер сельхозтехники, это целая группа компаний, в состав которой входят предприятия, которые занимаются производством, услугами, всевозможными ремонтами и сервисным сопровождением. В компании большой штат, который занимается приемкой новой техники, ее предпродажной подготовкой, обучением персонала и конечных потребителей, ну и естественно, гарантийным, постгарантийным и сервисным обслуживанием.

Ещё одно наше отдельное подразделение, это ООО «Дифензоре», которое было создано спустя 2 года после появления на свет фирмы «Бизнес-Гарант». Подразделение разрабатывает и производит собственную сельскохозяйственную технику, в том числе совместно с итальянским брендом Bargam. Предприятие занимается производством плугов и самоходных опрыскивателей «Дифензоре», что в переводе с английского означает защитник. То есть опрыскиватель равно защита растений.

ГлавПахарь. Дилером какой техники Вы сейчас являетесь?

Александр Фатьянов. На данный момент ООО «Бизнес-Гарант» представляет собой, в первую очередь, сбытовую компанию, которая занимается реализацией техники и запасных частей.

Основные наши партнеры: Петербургский тракторный завод, Минский тракторный завод, «Пегас-Агро», «Техника-Сервис» (Воронежская область), «Промзапчасть» (Белгородская область), «АЛМАЗ» (Алтайский край) и «БДТ-Агро» (Краснодарский край).

При этом у нас подписано партнерское соглашение с Минойтовским ремонтным заводом. Договор связан с техническим сотрудничеством, которое мы уже осуществляем на протяжении 8 лет. Мы совместно производим оборотные плуги. Наши специалисты получают на территории Курской области машкомплекты и на нашем предприятии «Дифензоре» происходит сборка, окраска и доработка этих плугов с последующей поставкой и отгрузкой уже конечным потребителям. Все это нацелено на то, чтобы максимально удешевить продукцию, сняв с нее логистические затраты.

Машкомплекты мы получаем с помощью вагонных поставок. Почему? — все просто. Автомобилем можно привезти только 1 плуг, в вагон же входит до 8 штук. Также за счет локализации на территории РФ мы оптимизируем затраты на сборку, окраску, дооснащение этих плугов, при том, что многие комплектующие используются российского производства. В случае с Беларусью при отсутствии возможности сборки в России данные узлы проходили бы двойное таможенное оформление, что естественным образом включалось бы в стоимость. Создание машин в России решает эту проблему и, конечно же, удешевляет продукцию.

ГлавПахарь. Поговорим о Петербургском тракторном заводе. Почему именно этот бренд, что в нем особенного лично для Вас и для компании?

Александр Фатьянов. Петербургский тракторный завод — это стратегический партнер для нашей компании. С данным производителем еще по прежнему месту работы «Открытому миру» мы сотрудничаем с 2006 года. 

Я видел это предприятие и пристально следил за развитием, наблюдая его расцвет, упадок и снова расцвет. Я был свидетелем того факта, когда в Курскую область заходили всего 1-2 машины в год, и предприятие практически развалилось. Тогда это были модели, на тот момент уже изжившие себя. Но то, что сейчас происходит на предприятие, заслуживает большого уважения! 

Сегодня это совершенно новые машины, которые по своим техническим характеристикам не уступают импортным аналогам. Данный отечественный трактор стал не только современным и качественным, он существенно выигрывает у конкурентов в стоимости, функциональности, ремонтопригодности, да и по многим другим факторам. 

Техника Кировец способна работать в самых тяжелых условиях и выполнять свои задачи качественно и своевременно. Именно за это машины и полюбились нашим клиентам и аграриям. 

Сейчас поставки тракторов в регион исчисляются далеко не 2 машинами в год, данный показатель уже доходит до 80 единиц ежегодно (к примеру, по Курской и Белгородской областям).

ГлавПахарь. Какую материально-техническую базу имеет дилерский центр? Сколько ремонтных постов для тракторов? Сколько сервисных инженеров трудятся в компании? 

Александр Фатьянов. В нашей разветвленной структуре подразделение «Бизнес-Гарант Сервис» занимается гарантийным сервисным обслуживанием тракторов «Кировец». Площадь — 2000 кв. м. Все специалисты, которые работают в данной организации, имеют соответствующую квалификацию и сертификаты обучения Петербургского тракторного завода. Сотрудники постоянно повышают свой уровень профмастерства и, соответственно, способны делать качественное обслуживание, ремонты и сопровождение. В их задачу входит не только сам ремонт, но и консультирование клиентов по вопросам правильной эксплуатации сельхозтехники в полях и хозяйствах.

Важно понимать, что тракторы — это не автомобили, чтобы иметь именно конкретные ремонтные посты. Да, у нас есть ремонтные посты. Но это крупногабаритная техника и «таскать» ее из хозяйств по любому, даже самому мелкому поводу, достаточно проблематично. Порой предприятия сами не соглашаются, поэтому мы ремонтируем машины на месте и в полевых условиях. 

При этом крупные узлы, конечно же, привозим на базу центра и ремонтируем уже здесь. Плановый ремонт — это, как правило, осень — зима, до 8 машин. То есть 8-10 машин мы ремонтируем за осенне-зимний период в условиях технического центра. Все остальные ремонты производятся в хозяйствах, причем экстренно и быстро, особенно в сезон.

 В отношении гарантийных тракторов все проще, у нас есть стандарт завода, который мы выполняем и соблюдаем. Это несложные ремонты — до 12 часов. Реагирование на данные отказы должно быть в пределах 2 часов. Это предельный срок, по истечении которого клиенту уже должен быть дан ответ, как мы эту проблему будем устранять и когда приступим. Вот такие требования. В течение 12 часов несложный отказ должен быть устранен. Если это сложный отказ, то дается 24 часа. 

Если уже и по истечении 24 часов, мы не способны по каким-либо причинам восстановить трактор, мы предоставляем подменную машину. Трактор фермера ремонтируется в техническом центре, а подменный агрегат уезжает на трале в хозяйство. 

Ремонт коробки, мостов, двигателя происходит максимум за 3-4 суток. Если это заводской брак, то для клиента ремонт бесплатный. Девиз у нас такой — «Трактор в любом случае должен быть восстановлен!». Уже после этого устанавливается окончательная причина. Если поломка произошла по причине неправильной эксплуатации техники механизатором, то мы обязательно вызываем представителей хозяйств и совместно приступаем к разборке и анализу проблемы, чтобы не было потом никакого недопонимания.

ГлавПахарь. Может быть поделитесь, какой самый масштабный ремонт Вы осуществили за последнее время?

Александр Фатьянов. В основном мы делаем именно капитальные ремонты, то есть способны проводить разборку машин до последнего винта с комплексной дефектовкой, ремонтом и обратной сборкой. На данный момент мы можем отремонтировать узел методом замены каких-то его частей. Метод восстановления (заплавки, шлифовки) применяется выборочно, на потоке таких углубленных работ мы не делаем. Мы разбираем машины, восстанавливаем мосты, двигатели, ремонтируем коробки, делаем электропроводку. По желанию клиента, даже заново восстанавливаем лакокрасочное покрытие.

Запчасти, которые фирма использует для ремонта той же коробки передач, — оригинальные, то есть те, которые привозит завод. При этом, если есть детали, которые завод не может поставить по тем или иным причинам, мы непосредственно стараемся брать напрямую от производителей. Это, допустим, касается подшипников. В России такое предприятие всего одно. Но при этом данные детали мы можем завозить из Европы и Прибалтики.

Важно, что на базе ООО «Бизнес-Гарант» есть свои собственные стенды для ремонта КПП. Они многофункциональны, например, есть стенд для обкатки КПП со снятием параметров без нагрузки и под нагрузкой, стенд для разборки и сборки основного ведущего вала, для сборки и разборки фрикционов, для запрессовки, выпрессовки валов КПП. Отмечу, что некоторые из них, это наши собственные идеи, воплощенные на практике. Отдельное оборудование изготавливалось исключительно по нашим чертежам на одном из предприятий Беларуси и НИИ в Москве. Стенды позволяют ремонтировать не только коробки передач Кировцев, но и КПП тракторов других брендов. 

Почему такое внимание уделяем этому вопросу? Дело в том, что, помимо новых моделей, которые вышли с уже доработанными трансмиссиями и где нет отказов и рекламаций, парк старых машин в регионе еще довольно большой. Если говорить о Курской области, то это порядка 600 единиц, которые периодически требуют качественного и быстрого ремонта. Это нормальный процесс, связанный с естественным износом. Но конечно, есть еще и нарушения правил эксплуатации: механизаторы, которые гонятся за выработкой, допускают работу трактора под большими нагрузками. Чудес не бывает, чему-то надо ломаться. Мы оказываем услуги по ремонтам и восстанавливаем эти машины, естественно, не бесплатно. С новой техникой Петербургского тракторного завода таких проблем пока не было.

ГлавПахарь. В прошлом году Петербургский тракторный завод заключил партнерские соглашения с Барнаульским заводом прессового оборудования и Алтайским шинным предприятием, касаемо колесных дисков и шин. Когда Вы обслуживаете тракторы Кировец в хозяйствах, то на каких шинах Вы чаще всего их видите? 

Александр Фатьянов. Вы знаете, завод на самом деле работает с тремя шинными заводами: Волжский шинный завод, Алтайский завод NORTEC и Белшина. Из импортных партнеров — это Mitas и Michelin. Причем с шинами Michelin тракторы чаще всего уходят на экспорт.

ГлавПахарь. В рамках выставки БЕЛАГРО-2021 был подписан революционный меморандум о партнерстве Петербургского тракторного завода с Минским тракторным заводом и Гомсельмашем. Возможно у Вас есть личное мнение, почему ПТЗ наращивает мощность, обрастает партнерами и существенно работает над качеством машин? Может ли это быть реакцией на то, что Ростсельмаш строит новый тракторный завод в России и планирует создать серьезную конкуренцию ПТЗ в соответствующем сегменте?

Александр Фатьянов. Я лично был на данной выставке и встретился уже после подписания соглашения о сотрудничестве с директором ПТЗ Сергеем Серебряковым. Мы долго сидели и общались, ему был задан прямой вопрос, о том, как это скажется на развитии предприятия и на продукции? На что был дан следующий ответ, что в первую очередь, это будет кооперация и обмен опытом в плане конструкторских идей и наработок, размещения друг у друга каких-либо заказов на узлы, при этом не исключены и совместные проекты. Остается только ждать, это дело времени. 

Я думаю, что будут какие-то совместные конструкторские вещи и проекты по улучшению качества продукции. Все три предприятия — это серьезные машиностроительные заводы, у которых квалифицированный штат конструкторов и серьезные наработки, именно в производстве. Поэтому, я думаю, будет обмен опытом, обмен технической документацией, все это будет направлено на развитие и улучшение качества и, может быть, на выпуск каких-то новых образцов машин, которые может и не сделают революцию в ближайшее время, но сделают ее чуть позже, успешно зайдя на поля как аграриев России и Беларуси, так и других стран. 

Что касается Ростсельмаш, то лично я не думаю, что это послужило триггером для подписания соглашения и наращивания выпуска. Ни для кого не секрет, что трактор, который выпускает Ростсельмаш — это локализованный канадский трактор компании Bühler. Одно время мы поставляли их на российский рынок и сами хорошо знаем эти машины. К тому же стоит помнить, что для производства качественной продукци небходим многолетней опыт. Я не думаю, что Ростсельмаш, построив спецзавод, способен сразу производить именно что-то новое и конкурентоспособное. Должно пройти время, и должны появиться собственные наработки. ПТЗ же — это тракторный завод, который всю свою историю занимался и занимается именно созданием тракторов. Это легендарное предприятие, развивающееся на протяжении большого времени именно в своем сегменте деятельности. 

Уже сейчас известно о создании еще одной новой коробки передач с косым зубом. Это еще раз усовершенствует трактор и улучшит его характеристики, а, соответственно, и спрос от клиентов. Трактор постоянно эволюционирует, дорабатывается и улучшается. Я даже не удивлюсь, если пройдёт пару лет, и машина составит серьезную конкуренцию всеми известному John Deere, потому что команда завода заряжена идеей и целью сделать трактор совершенным. Я думаю, что в скором времени мы станем свидетелями рождения совершенно нового поколения тракторов Кировец, которые внесут свою лепту в развитие сельскохозяйственного производства в России.

ГлавПахарь. Если мы оставим марку «Кировец», то какой трактор за последнее время Вас особо удивил и поразил? Может быть есть какая-нибудь машина, которая удивила мощностью или дизайном?

Александр Фатьянов. Я не хотел бы выделять какие-то бренды, по той простой причине, что, да, мы хоть и интересуемся характеристиками импортных тракторов, но любим свои машины. Так же, как и заводчане заряжены одной мечтой: хотим, чтобы трактор Кировец стал лучшим в своем классе и полностью удовлетворял запросы клиентов. Отмечу только то, что чем больше на рынке достойных тракторов, тем интереснее будет развитие отрасли тракторостроения в ближайшую пятилетку.

ГлавПахарь. На что обращают внимание фермеры при покупке тракторов Кировец? Какие вопросы задают чаще всего?

Александр Фатьянов. Просьба от фермеров при выборе техники исторически одна и та же, она не меняется — им нужна сильная, качественная, недорогая, ремонтопригодная и комфортная машина. Вопрос комфорта сейчас, как ни крути, очень важен, потому что аграрии уже попробовали иностранные машины с высоким уровнем. После массового ввоза иностранной техники в Россию люди поняли, что такое комфорт с кондиционером, хорошей системой вентиляции, герметичностью, шумоизоляцией. Механизатор работает в тракторе в течение 8-10 часов, а иногда и 12 часов. Попробуй-ка просиди в тракторе, который грохочет и в котором жарко. Хотя в советское время с этим справлялись. Но все современные машины сейчас имеют такое оснащение в базовых комплектациях.

ГлавПахарь. Сейчас ПТЗ активно пытается делать умную машину. Бренд уже объявил о серийных беспилотных тракторах с системами Cognitive Agro Pilot и Trimble Autopilot. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу.

Александр Фатьянов. Не секрет, что развитие сельскохозяйственного производства за последние годы связано с внедрением современных технологий, умных и высокопроизводительных машин. Новые технологии, в том числе в сфере автоматизации и роботизации, дали этот толчок в развитии. 

Цифровизация упрощает работу в поле. Это факт, кто бы что ни говорил. Системы параллельного вождения, автопилоты, компьютеры, терминалы, датчики — все это не только контролирует агротехнические операции, но и помогает выполнять их наиболее эффективно. Это касается и уборки, и внесения удобрений и СЗР, и посева и работы с прицепными орудиями. Контроль расхода топлива и слежение за движением машинотракторных агрегатов позволяет уменьшить затраты, оптимизировать расходы и снизить себестоимость продукции.

Фермеры чувствуют это на себе. Причем не столько сам механизатор в кабине (хотя удобство управления ощущает и сам оператор), сколько непосредственно собственник и хозяин бизнеса. Руководитель замечает преимущества по условиям работы в поле и по контролю. Не за горами время, когда машины будут работать без оператора. Такие проекты и концепты мы уже много раз видели от различных брендов с мировым именем, ПТЗ не исключение. Тренд на цифровые технологии в сегодняшних реалиях четко ощущается.

Краткий блиц-опрос

ГлавПахарь. Учитывая, что в Вашем портфолио не представлены зерноуборочные машины, комбайны Ростсельмаш или Гомсельмаш?

Александр Фатьянов. Сделаю маленькую ремарку, мы долгое время были официальным представителем «Лидагропроммаш». В нашем продуктовом портфеле были зерноуборочные комбайны Лида-1300 и Лида-1600. С 2012 по 2018 гг. эт машины поставлялись на территорию Курской области. Они до сих пор успешно работают в полях, более того мы их и сейчас сопровождаем, обеспечиваем запасными частями и помогаем с ремонтом. Выбирая между Ростсельмаш и Гомсельмаш, скажу, что техника обеих брендов одинакова хороша, каждая в своем. У меня есть собственное фермерское хозяйстве с площадью 500 га земли. На полях работают комбайны Гомсельмаш, а у соседа работают Acros. И нет никаких нареканий, ни у меня, ни у него.
Сравнивая комбайны производителей, каждый выбирает сам по критериям цены, ремонтопригодности, функциональности и условий приобретения. Именно эти вещи играют решающую роль при покупке того или иного агрегата. Меня лично белорусские комбайны вполне устраивают. Но и комбайны Ростсельмаш сейчас очень хороши, лукавить не будем.

ГлавПахарь. Отечественные двигатели или зарубежные моторы?

Александр Фатьянов. Отечественные.

ГлавПахарь. Новая техника или б/у?

Александр Фатьянов. Знаете, я все-таки приверженец новой техники, поскольку новая техника она и есть новая. Б/у техника — это уже вчерашний день. Она порой бывает не намного дешевле, чем новая, но при это требует еще и дополнительных вливаний в нее. Ремонт и характеристики уже, естественно, будут не соответствовать новым машинам и требованиям на рынке. Но решение принимает сам собственник при приобретении. Если у него не хватает средств на приобретение нового агрегат, он задумывается о б/у. Это его право. Подремонтировать ее и отработать какое-то время, пока он не заработает денег — чем не решение проблемы?
Но в России, для того чтобы купить новую технику, в настоящее время есть много выгодных финансовых инструментов: это и субсидии, и лизинг, и льготное кредитование. Пожалуйста, приобретай новую отечественную технику. Зачем покупать б/у при таких условиях? Не совсем понятно.
Кроме того, сейчас все еще продолжается тенденция на импортную технику б/у. Что это такое? Я не понаслышке могу рассказать про нее, потому что сталкивался с этим вопросом, при чем еще в те далекие времена 2007-2008 гг, когда проверить качество б/у техники было довольно сложно. Такая техника приходила и могла максимум отработать 1 год без ремонта, а потом ей требовались существенные капитальные вложения, да такие, что сами хозяйства были не способны ее вернуть к жизни.
Импортные запчасти были дорогостоящие тогда, а сейчас они стоят еще дороже. Для меня это такой вид обмана, что якобы покупая б/у, ты покупаешь качественную технику. Но, увы, нет, везет далеко не многим. Имея такую господдержку покупать б/у импорт, не вижу рациональности и целесообразности. Повторюсь, такие покупатели просто занимаются самообманом.

ГлавПахарь. Трактор Кировец К-5 или Кировец К-7?

Александр Фатьянов. Интересный вопрос, но так его трактовать нельзя, поскольку каждый трактор предназначен для своих задач.

ГлавПахарь. Человек или автоматизированное управление?

Александр Фатьянов. Не могу сказать, что мы способны воспринять то, что автоматизированное управление уже здесь. Все равно еще какое-то время нужен оператор, который будет контролировать работу. И да, сельское хозяйство все еще зависит от человека, ведь люди и пишут программы, и создают те самые автопилоты. Да, пускай автоматизация существенно облегчает работу, снижает усталость механизатора, но контроль со стороны человека должен быть.
Но все-таки в целом я за цифровизацию. Знаете почему? Человеку свойственно ошибаться, а искусственный интеллект, если это программа (да, она может тоже давать сбой), четко все просчитывает. Автопилот проведёт машину гораздо точнее, чем рука механизатора, которая даже имея практический большой опыт, уже не сможет так работать, особенно при выполнении точных операций. Какой бы не был грамотный механизатор, это очень сложно, и за роботом не угнаться.

ГлавПахарь. Просто высокая производительность или универсальная машина?

Александр Фатьянов. В сегодняшних реалиях сельхозмашина должна быть универсальной и выполнять несколько операций, тем самым обеспечивая выполнение нескольких задач за один проход.

ГлавПахарь. Уборочная или весенне-посевная кампания?

Александр Фатьянов. В сельском хозяйстве важен каждый шаг, поэтому все операции одинаково важны. По факту уборка — это уже завершающая стадия годовой работы, но до нее еще надо дойти.

ГлавПахарь. Лизинг или все-таки традиционное кредитование?

Александр Фатьянов. Тут уже решать непосредственно собственнику бизнеса, какая ему схема предпочтительнее. Почему? Кому-то нужно, чтобы был льготный кредит. Ведь техника при таком подходе уже принадлежит фермеру. Он может ее закладывать, или просто душу греет то, что у него есть все документы, подтверждающее право собственности. Лизинг — это рассрочка, но только собственником того же трактора или комбайна до полного погашения суммы займа является лизинговая компания. Но лизинг, как правило, предлагает существенно меньшие проценты. Поэтому все индивидуально, выбирать надо тот инструмент, где условия лучше.

Deutz-Fahr: дорогой немецкий комбайн или функциональная техника — интервью с руководителем АгроАрсенал

Откровенно о рынке свеклоуборочных комбайнов — интервью с руководителем Агро-Лидер