Затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) — одна из самых чувствительных статей расходов сельскохозяйственного предприятия. Не всегда они занимают существенную долю в затратах, но на топливо деньги нужны каждый день и «живые» — нефтебаза не спешит расставаться с соляркой без оплаты. Поэтому перед руководителем всегда стоит задача – уменьшить расход топлива.
Вопросы воровства топлива недостаточно освещены в СМИ. Введите в поисковик запрос на эту тему и увидите статьи про пойманных трактористов и рекламу систем контроля топлива. Не рассказывают об этом в институте, не делятся на курсах повышения квалификации способами остановить воровство, не проведут учебу, семинар. Все ограничивается гневными тирадами и угрозами: «Сморите там, чтобы соляру не крали, а то отвечать придется»! Опытные руководители, набившие достаточно шишек, знают, что делать для минимизации воровства. А что делать «молодежи», только-только вставшей у руля? Давайте постараемся ликвидировать этот пробел. Исходя из собственного опыта работы руководителем хозяйства и общаясь после с рядовыми работниками села, я составил свою классификацию методов воровства ГСМ и способов его предотвращения.
Часто поймав механизатора на несоответствии выполненной работы и списываемого топлива, можно услышать гневные и обиженные слова:
— Зачем мне Ваша солярка? Я что ее, пью?
А если посмотреть в глаза, то увидишь наворачивающуюся слезу возмущения. Но не поддавайтесь. Слеза там от того, что, если не выкрутится, может лишиться «честно украденной» солярки.
Я всегда говорил: хороший механизатор сливает топливо в конце рабочей смены, когда уверен — спишется по принятым нормам, а плохой делает это в начале рабочего дня, а потом думает, как обмануть колхоз. Лично я уверен, что «подворовывать» ГСМ пробуют практически все механизаторы. Почему не все? Да потому что, если в хозяйстве налажен грамотный учет топлива (в том числе с применением современных средств контроля), то лезть в бак будут только явные глупцы.
Рассмотрим вариант рядового хозяйства, в котором о спутниковом мониторинге транспорта можно только мечтать. Хотя, к сожалению, и среди «богатеньких» хозяйств, имеющих и датчики топлива, и спутниковый мониторинг, встречаются те, кто из-за организационных просчетов пускает вопросы контроля на самотек.
Сколько воруют? Некоторые называют цифру 30%. Кто-то гневно махнет кулаком: «Да половину тырят»! Я считаю, что все скромнее и реальные объемы не превышают 20%. Много это или мало?
Например, работая руководителем в среднем хозяйстве, за год я приобретал 700 тонн дизтоплива (с учетом работы 4-х сушилок). Если похитили 20%, то речь идет о 140 тоннах. Сумасшедшие цифры — на сторону ушло без малого $100 тыс. Этой суммы хватило бы для приобретения нескольких белорусских тракторов или уплаты за «крутой» импортный комбайн. Так что из маленьких «ручейков» воруемого топлива в итоге вытекают огромные суммы.
Страшен не только факты хищения топлива. Обидно то, что нарушается технология — там не допахал, не досеял, не докормил, не допоил и т.д. Кроме этого, «легкие» деньги сводят с ума. И если в оборот попадает специалист, подписывающий путевые листы налево и направо, то вносится дисбаланс в целую отрасль — недопаханные гектары якобы засеваются зерном, которое оказывается лишним, и «приходится» воровать уже его. В общем ситуация может привести к серьезным последствиям, способным погубить даже крепкое хозяйство.
Многие люди склонны к подбиранию того, что плохо лежит. Доказательство — нет ни одной страны без тюрем. Одним из аргументов таких «воришек» является известный лозунг: «Все вокруг колхозное — все вокруг мое»! Под воровство подведена идеологическая база:
«Председатель как барбос
Пол колхоза в дом унес.
А мы, чо, хуже его?
Тоже тырим кой-чаво!»
Там, где работник допускает мысль, что воровство — это не преступление, а компенсация недоплаченного, бороться трудно. Но «глаза боятся — руки делают»!
Банальный слив топлива из бака трактора — спрятаться в укромном месте на поле и наполнить парочку припасенных канистр. Можно никуда не ехать — задержись на гараже под видом ремонта, осмотрись по сторонам и слейся. После такой операции возникает вопрос избавления от улик — канистры-то немаленькие.
Есть несколько вариантов дальнейших действий:
Слив проводится несколькими способами:
Так уже устроен ДВС, что неизрасходованная в цикле часть топлива должна возвращаться в бак. Его количество зависит от типа двигателя и конкретных условий работы.
Механизаторы научились доставать шланг из бака и отправлять возвращаемое топливо в припасенные емкости. Никто не ставит канистру в кабину — это рискованно. Кабины ведь практически прозрачные, да и пахнет топливом в салоне. Но находятся и те, кто так поступает. Обратите внимание на трактор, у которого закрашена нижняя стеклянная часть двери. Это признак, что там могут что-то скрывать. В некоторых моделях погрузчиков пристраивают всевозможные ящики или находят способы закрепить канистру (например, в аккумуляторном отсеке).
Когда мы думаем о сливе, то представляем пластмассовую канистру со вставленным шлангом. На самом деле в роли такой канистры может выступать любая емкость. Например, ресивер. Да, да! Умельца переделывают его под собственные нужды — туда вводят шланг от «обратки» и спокойно накапливают топливо. Особо изощренные дельцы устанавливают ресивер большего объема.
Когда я узнал про такую «обманку», искренне улыбнулся. В свое время я лазил по кабинам, открывал ящики для инструментов, искал канистры, а про ресивер никогда и не подумал.Наши ребята умеют рационализировать подходы к воровству. Нет ведь желания постоянно доставать и закреплять шланг «обратки», поэтому делают такой метод незаметным: на шланге в маловидном месте устанавливают тройник, направляющий топливо из бака в канистру. Несмотря на то, что такой метод медленнее слива через шланг, благодаря ему любой механизатор соберет без проблем в день 5-10 литров. На больших же тракторах, дав побольше оборотов, за 10-15 минут набирается 20 литров.
Это новый, более высокий уровень воровства топлива, когда в дело вовлекается заправщик станции. Хищение происходит просто. В бак трактора попадает не все топливо: в путевом листе стоит 150 литров, а заливают 100. Часть солярки остается, так сказать, на месте.
Для механизаторов этот способ хорош тем, что исчезает необходимость рисковать на сливе и транспортировке украденного. Минус — придется делиться, но в массовые работы топливо «льется рекой», можно и поделиться.
Дальше ситуация развивается в двух направлениях:
Накопить «лишнее» топливо на заправке — половина дела. Теперь перед заправщиком стоит вопрос, как вывезти его за пределы мехдвора. Здесь тоже придуманы варианты:
К сожалению, можно встретить ситуацию, когда в воровстве топлива принимает участие один из главных специалистов (может, и сам руководитель, но ему все равно требуется доверенное лицо для подписания путевок).
Как это происходит? Одному из трактористов подписываются путевые листы. Человек ничего не делает, ему начисляют зарплату, а залитое топливо он отдает тому, кто «кормит», подписывая путевки.
Иногда такое воровство происходит неосознанно со стороны специалиста. Некоторые наглые трактористы «наезжают» на слабовольного агронома, как правило, молодого и обманом или уговорами убеждают подписать столько гектаров, сколько выгодно. Потом руководитель не может понять: по документам поля прокультивированы в 2 следа, а на самом деле даже края не обошли.
Такое воровство наиболее опасно и требует неусыпного контроля со стороны руководителя (честного).
Разновидностью воровства солярки является выполнение механизатором «левых» работ (халтуры), когда вместо колхозного поля он едет обрабатывать чужие угодья. Вред двойной: тратится и топливо, и время. Терпимый вариант, когда пашет свой участок. Криминальный варианты — работает для посторонних людей за «живые» деньги.
К подобным явлениям необходимо относиться внимательно. Система контроля топлива не покажет воровства, но хозяйство лишается топлива и не сделаны требуемые работы, упущено время. Пашет (зарабатывает) тракторист, а затраты возмещаете Вы (топливо, ремонт, зарплата).
Частая картина — большой трактор уезжает на дальнее поле (15-20 км), за час-полтора завершает неоконченную с вечера работу и едет обратно. Или до обеда пашем, затем перецепляемся и культивируем, а на завтра повторяем процесс. Вместо того, чтобы организовать два звена по кормлению КРС, возим зеленую массу за 20-30 км. И подобных примеров, когда топливо расходуется очень и очень нерационально, много. Можно из устранить? Тщательно продумывайте и грамотно организуйте работы в хозяйстве.
Конечно, в данном случае мы говорим не про воровство топлива, а про пустые потери материальных ресурсов. Но в итоге для хозяйства — это те же убытки.
Руководителю следует осознать — механизатор не ворует, а только забирает то, что за него украл специалист, подписавший путевой лист, или же экономист, неправильно рассчитавший норму расхода топлива.
Простой пример — списание топлива при пахоте. Встречаются нормы и в 15, и в 16, и даже в 19 литров на вспашку 1 гектара. Это можно было бы объяснить разными почвенными условиями, длиной гона, контурностью полей, предшественником, моделью техники и пр. Но такая разница в нормах встречается на одинаковых работах в одно хозяйстве. Причина чаще всего — в непрофессионализме экономической службы. Опытный экономист ушел на пенсию, а на его место по распределению пришел молодой специалист, возможно отправленный «в глухомань» не по зову сердца. И вот молодая симпатичная горожанка оказывается в кабине трактора, где рядом сидит прожжённый циник, у которого одна задача — увеличить расход.
Девочка-экономист честно записывает гектары, объемы и считает топливо. Но она совершенно не разбирается в коробке передач, в «подгазовке» и прочих хитростях, а потому проведенный ею хронометраж весьма субъективен и далек от реальности. Так появляются завышенные нормы, которые по душе трактористам, но бьют по карману предприятие.
Многие работы связаны с транспортировкой грузов, и списание топлива ведется не только на перевозимый вес, но и на пройденное расстояние. Поэтому трактористу достаточно поставить максимальное расстояние до поля (скажем, заехать в самый дальний край и уже оттуда замерять). Можно также провезти директора по удобной, но более длинной асфальтированной дороге, а потом самому ездить короткими «партизанскими» тропами.
Кто-нибудь спросит: а как же маршрутные карты между колхозами? К сожалению, они не всегда объективны, ведь их мало кто поправляет, исходя из актуальных условий. Например, произошло объединение колхозов, построили новую дорогу, провели более короткий маршрут…
Статья неспроста называется «Как воруют ГСМ», а не просто топливо.
Пример из практики. Шофер МАЗа договорился с заведующим мастерскими, чтобы тот приобрел ему для замены в двигателе не дешевое белорусское, а супер классное синтетическое масло (цену представляете?). То и рад стараться. Еще бы, под предлогом качества и заботы о технике получить в знак благодарности половину от привезенного люксового масла. А шофер купил дешевое масло у тракториста, который решил не менять (есть и такие уроды) и приготовился залить, делая вид, будто в двигатель попадет именно та самая импортная «синтетика».
Будучи руководителем, я всегда просматривал все накладные, поступившие на склад. Только это и позволило поймать «за руку» мелких мошенников. Будучи пойманным с поличным, заведующий мастерскими под гневным взглядом быстро «слил» напарника, а вот опытный шофер держался до последнего:
— Ильич, — искренне возмущался он. — Да я это тракторное масло взял, чтобы промыть систему. Вы ведь промывочное масло не покупаете!
— А какого … канистра импортная у тебя уже лежит в легковушке, которая за мехдвором стоит? — пытаюсь прижать горячими фактами.
— Так это я положил, чтобы никто не украл. У нас ведь крадут. Вы же не можете организовать нормальную охрану!
Вот так. Поймаешь воришку, а он еще тебя виноватым сделает.
Задумайтесь, когда последний раз Вы контролировали выдачу масел? Когда проверяли соответствие их расхода с нормативом? Многие руководители даже не догадываются, что такие нормативы существуют. Масло не самое дешевое, но его нужно гораздо меньше, всего 5-8 тонн на год (а солярки — сотни тонн). Поэтому в хозяйстве и не обращают внимания на тех механизаторов, которые день за днем ходят к складу ГСМ и берут канистру за канистрой. Может быть, он и не несет его домой. Но одно то, что из-за его безделья и нежелания устранить течи расходуется дорогостоящее масло, делает его «расхитителем». Хотя и воруют его не просто так. У населения достаточно автотракторной техники, которая нуждается в смазке. К слову, о Нигроле. Один мой знакомый приспособился сжигать вынесенное с мехдвора отработанное масло в специальной печке. Вроде бы, безобидное занятие, но почему тогда зимой механизаторы этого предприятия не греются сами у такой печурки?
Итак, внимательно отслеживайте движение масел, смазочных жидкостей и материалов, тосола и стеклоочистителей. А то, купив стеклоочиститель зимой для легковых машин, будете наблюдать, как специалисты снегом трут окна (в то время как заветная канистра влита в личный автомобиль).
Продолжение следует...
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Наше сельское хозяйство» (2018 г., № 19).