Как решить проблему подготовки качественных кадров для АПК и промышленности?

Рабочее совещание Союза промышленников «Прогресс»

В конце февраля 2024 года состоялось очередное рабочее совещание Союза промышленников «Прогресс», которое в этот раз прошло на базе Петербургского тракторного завода. Целью встречи участников Союза стала необходимость выработки подходов, которые позволят повысить уровень подготовки преподавателей аграрных и машиностроительных учебных заведений, а, следовательно, и самих студентов, которые после выхода «из стен родной альма-матер», должны представлять собой максимально адаптированных под реальное производство специалистов.

Сегодня в промышленности требуются выпускники с высоким уровнем базовых знаний по профильным предметам, знающие показатели назначения производимой техники, имеющие навыки по применению машин,  досконально изучающие конструкторскую документацию, которые могут применять свои знания на практике, а также решать нестандартные задачи.

В настоящее время выпускники аграрно-технических специальностей ВУЗов востребованы в региональных сервисных центрах по техническому обслуживанию сельхозмашин и самоходной техники.

Кратко о том, что именно обсуждали в рамках рабочего совещания, какие спикеры выступили, какие доклады вызвали наибольший интерес, и что на практике значит формула «ОБЪЕДИНЯЯСЬ – ПРЕУМНОЖАЕМ» — в нашем новом материале.

О чем говорили, и о чем договорились участники Союза промышленников «Прогресс»

«Образовался разрыв между производителями и системой образования, его надо устранить, такой опыт у нас уже есть» — Сергей Серебряков

Сергей Серебряков — директор АО «Петербургский тракторный завод»

Первым, — о планах Петербургского тракторного завода и в целом о машиностроительной отрасли России и Беларуси, — рассказал председатель правления Союза промышленников «Прогресс» и генеральный директор холдинга «Кировский завод Сергей Серебряков.

«Нет ничего совершенного. Поэтому мы стремимся наладить ещё более тесное и эффективное сотрудничество Союзного государства, нежели есть сейчас. Наше совещание проходит не «для галочки». Наши предприятия продолжат сближаться, организовывать совместные проекты и извлекать практическую пользу из нашей кооперации».

Сергей Серебряков директор АО «Петербургский тракторный завод»

Сергей Александрович также рассказал об истории завода и о том, что из себя представляет предприятие сегодня, какой путь завод прошел, и что уже сделано. Также директор рассказал о том, как предприятие работало над качеством выпускаемой техники в последние несколько лет. При этом он подчеркнул, что в настоящее время образовался разрыв между производителями и системой образования.

«Мы оторвались друг от друга очень сильно. Если мы говорим про подготовку инженерных кадров, то мы видим, что преподавательский состав в вузах имеет очень туманное представление о том, что такое современные технологические решения в промышленности и сельхозмашиностроении. Необходимо эту разорванную связь воссоздать для того, чтобы было нормальное взаимодействие. Поэтому вузам по инженерным специальностям мы предлагаем не только организовать взаимодействие с точки зрения классов, практики студентов и их трудоустройства, но, и чтобы практику проходили и преподаватели у нас, а наши специалисты читали лекции в учебных заведениях для студентов».

Сергей Серебряков директор АО «Петербургский тракторный завод»

Сергей Александрович отметил, что это дает хороший эффект, поэтому тоже самое нужно делать и с аграрными вузами. Для того чтобы выпускники понимали, какая техника выпускается, как завод видит стратегию и почему её видит именно так, а никак иначе. Возможно даже они покажут, что какие-то характеристики нужно скорректировать.

Кроме того, в рамках совещания были озвучены цели и формы взаимодействия машиностроительных предприятий с высшими учебными заведениями. Так, среди крайне важных целей взаимодействия стоит выделить:

  • использование научного потенциала вузов для инновационного развития завода;
  • взаимодействие с профильными вузами по созданию условий, позволяющих готовить специалистов высокого качества в соответствии с современными потребностями;
  • вовлечение студентов инженерно-конструкторского направления подготовки в практико-ориентированный производственный процесс;
  • выявление лучших выпускников вузов для работы на машиностроительных предприятиях в том числе АО «Петербургских тракторный завод»;
  • привлечение лучших студентов к прохождению практик, магистров и студентов старших курсов к прохождению стажировок. 
Токарная обработка деталей на Петербургском тракторном заводе

При этом основными формами взаимодействия между машиностроительными предприятиями и высшими учебными заведениями являются:

  • Проведение информационных мероприятий (лекции в студенческих аудиториях о разработках и перспективах развития АО «Петербургский тракторный завод; встречи студентов с руководителями подразделений заводов; ярмарки вакансий; экскурсии для преподавателей и студентов в производственные цеха АО «Петербургский тракторный завод»; экскурсии в музей истории и техники «Кировский завод»).
  • Организация практик и стажировок студентов. Вовлечение студентов в практико-ориентированный производственный процесс.
  • Научно-практическая деятельность. Участие в научно-практических конференциях, предоставление производственных площадок для исследований при написании дипломных и курсовых работ.
  • Участие в оснащении учебно-практических лабораторий вузов стендовым оборудованием.
  • Проработка вопроса организации целевой магистерской программы конструирования самоходных машин. 

«Студента должен учить тот, кто сам понимает современное машиностроительное производство» — Дмитрий Фролов

Директор Союза промышленников «ПРОГРЕСС» Дмитрий Фролов в ходе совещания также отметил особую важность взаимодействия между производителями сельскохозяйственной техники и учебных заведений, а также предложил разработать план стажировок преподавательского состава на машиностроительных предприятиях России и Беларуси.

Дмитрий Фролов – директор Союза промышленников «ПРОГРЕСС»

«Считаю это правильным, поскольку студента должен учить тот, кто сам понимает современное машиностроительное производство».

Дмитрий Фролов директор Союза промышленников «ПРОГРЕСС»

Также Дмитрий Фролов предложил подготовить и согласовать с органами законодательной и исполнительной власти предложения по Программе обновления материально-технической базы учебных хозяйств и академических аудиторий, в том числе новыми образцами сельскохозяйственных машин и самоходной техники, производимой в Союзном государстве. Сформировать и направить согласованные обращения с предложениями в органы законодательной и исполнительной власти стран Союзного государства.

Для подготовки программы по обновлению материально-технической базы директор Союза промышленников «ПРОГРЕСС» попросил всех присутствующих в совещании представителей вузов подготовить перечень, какая техника используется для обучения и в каком количестве. Это необходимо, чтобы понять, в каком состоянии находится материально-техническая база каждого вуза, в частности, и какая техника требуется для подготовки высококвалифицированных кадров.

Первый проректор по механизации сельского хозяйства УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» (БГСХА) Андрей Колмыков, в свою очередь, предложил создать учебно-практические центры, которые должны иметь базу региональных и сельскохозяйственных предприятий, на которых готовы принять студентов на учебную или производственную практику.

Причем такие центры должны охватывать не только сельскохозяйственные предприятия Беларуси, но и всю территорию Союзного государства, а также сельхозорганизации самой Российской Федерации. Владимир Гусаров также предложил сотрудничество по обмену студентами между учебными заведениями на паритетных условиях.

Кстати, в вопросе производственной практики прямо на совещании уже были приняты ряд стратегических решений — с этого года студенты БГСХА смогут пройти практику на Петербургском тракторном заводе. Планируется, что учащиеся факультета механизации сельского хозяйства БГСХА смогут пройти практику на заводе, который производит мощную сельхозтехнику и тракторы.

Андрей Колмыков отметил, что опыт российских коллег интересен и тем, что на базе Кировского завода функционирует ссуз.

«В нем готовят специалистов для своего же предприятия. Ребята обучаются на современных станках, которые задействованы на производстве комплектующих для тракторной техники. Операторы этих станков должны владеть программным обеспечением, управлять технологическими процессами. Для этого и организовали на базе Кировского завода колледж, где проходит обучение. Выпускники работают на заводе. Этот опыт может быть интересен и Беларуси», — подчеркнул Андрей Колмыков.
Испытательный стенд на Петербургском тракторном заводе

Декан факультета механики и цифрового инжиниринга ФГБУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» Эдуард Хасанов обозначил точки роста повышения уровня образовательного процесса:

  • первое: укрепление материально-технической базы вузов демонстрационными машинами, симуляторами, разрезами узлов и механизмов. Он отметил лабораторию Минского тракторного завода в Ставропольском ГАУ, которая является отдельным учебным центром.
  • второе: установление именных стипендий студентам с возможностью прохождения практики (стажировки) на предприятии. За основу предложено взять стипендиальную программу «ЭкоНива – студент»;
  • третье – это повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и их обучение на машиностроительных предприятиях.

Инвестиции в материально-техническую базу – залог качественной подготовки кадров

 В рамках встречи руководители ведущих аграрных вузов России и Беларуси смогли ознакомиться с производственным потенциалом, посетив современный цех Петербургского тракторного завода, занимающийся производством коробок передач. Кроме того, ознакомились с новейшим оборудованием, которое функционирует на базе искусственного интеллекта, а также посетили главный сборочный конвейер.

Главной же частью экскурсионной программы стала демонстрация успешного опыта организации академии машиностроения, на базе СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина», где наука, образование и производство идут «рука об руку».

Академия была создана в 2018 году в результате реорганизации Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Невский машиностроительный техникум» путём присоединения Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж.Я. Котина».
Помещения академии до ремонта

Сегодня академия представляет собой современный центр подготовки кадров по различным профессионально-техническим направлениям. В рамках модернизации учебной базы академии проведен капитальный ремонт строений, аудитории и лабораторий.

Сверлильные станки для практических занятий

Приобретено необходимое современное оборудование и учебные материалы, установлены стенды для практических и лабораторных занятий.

Лаборатория токарного дела

Так, учебное заведение получило современную лабораторию сварочного производства на 25 отдельных постов, которые оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции и системой кондиционирования, а также современным сварочным оборудованием. Учащиеся академии также получают теоретические и практические навыки при работе в лабораториях материаловедения и метрологии.

Стоит отметить, что все оборудование, используемое в образовательном процессе, подбиралось исходя из рекомендаций заводских технологов, что несомненно положительно сказывается на подготовке кадров.

Гидравлический стенд для лабораторных занятий

Отметим, что создание такой сильной материально-технической базы стало возможным благодаря финансированию на различных уровнях, в том числе и благодаря Петербургскому тракторному заводу, который направил на проведение ремонтных работ, оснащение и создание современной учебной базы порядка 300 миллионов рублей.

Тренажёр управления трактором

Все эти финансовые вливания, в первую очередь, представляют собой инвестиции в будущие квалифицированные кадры, которые придут на реальное производство с достойным уровнем подготовки. Ведь для решения сформировавшегося «кадрового голода» нужно предпринимать конкретные практические решения уже именно сейчас. Важно, что к таким решениям готовы, как в Союзе промышленников «Прогресс», так и на Петербургском тракторном заводе.

Ряд инициатив уже внедрено и апробировано, дальше — больше. Если так пойдет, то разрыв между производителями и системой образования будет нивелирован, на производство будут приходить сильные технические кадры, а готовить и обучать их будут только по-настоящему практико-ориентированные преподаватели, — и всё это в нашем большем Отечестве, с нашими людьми, в наших ВУЗах и на наших заводах!

В СП Прогресс вошли сразу четыре новые компании

Объединяясь — преумножаем: о чем машиностроители говорили на конференции СП Прогресс