В конце февраля 2024 года состоялось очередное рабочее совещание Союза промышленников «Прогресс», которое в этот раз прошло на базе Петербургского тракторного завода. Целью встречи участников Союза стала необходимость выработки подходов, которые позволят повысить уровень подготовки преподавателей аграрных и машиностроительных учебных заведений, а, следовательно, и самих студентов, которые после выхода «из стен родной альма-матер», должны представлять собой максимально адаптированных под реальное производство специалистов.
Сегодня в промышленности требуются выпускники с высоким уровнем базовых знаний по профильным предметам, знающие показатели назначения производимой техники, имеющие навыки по применению машин, досконально изучающие конструкторскую документацию, которые могут применять свои знания на практике, а также решать нестандартные задачи.
Кратко о том, что именно обсуждали в рамках рабочего совещания, какие спикеры выступили, какие доклады вызвали наибольший интерес, и что на практике значит формула «ОБЪЕДИНЯЯСЬ – ПРЕУМНОЖАЕМ» — в нашем новом материале.
Первым, — о планах Петербургского тракторного завода и в целом о машиностроительной отрасли России и Беларуси, — рассказал председатель правления Союза промышленников «Прогресс» и генеральный директор холдинга «Кировский завод Сергей Серебряков.
«Нет ничего совершенного. Поэтому мы стремимся наладить ещё более тесное и эффективное сотрудничество Союзного государства, нежели есть сейчас. Наше совещание проходит не «для галочки». Наши предприятия продолжат сближаться, организовывать совместные проекты и извлекать практическую пользу из нашей кооперации».
Сергей Александрович также рассказал об истории завода и о том, что из себя представляет предприятие сегодня, какой путь завод прошел, и что уже сделано. Также директор рассказал о том, как предприятие работало над качеством выпускаемой техники в последние несколько лет. При этом он подчеркнул, что в настоящее время образовался разрыв между производителями и системой образования.
«Мы оторвались друг от друга очень сильно. Если мы говорим про подготовку инженерных кадров, то мы видим, что преподавательский состав в вузах имеет очень туманное представление о том, что такое современные технологические решения в промышленности и сельхозмашиностроении. Необходимо эту разорванную связь воссоздать для того, чтобы было нормальное взаимодействие. Поэтому вузам по инженерным специальностям мы предлагаем не только организовать взаимодействие с точки зрения классов, практики студентов и их трудоустройства, но, и чтобы практику проходили и преподаватели у нас, а наши специалисты читали лекции в учебных заведениях для студентов».
Сергей Александрович отметил, что это дает хороший эффект, поэтому тоже самое нужно делать и с аграрными вузами. Для того чтобы выпускники понимали, какая техника выпускается, как завод видит стратегию и почему её видит именно так, а никак иначе. Возможно даже они покажут, что какие-то характеристики нужно скорректировать.
Кроме того, в рамках совещания были озвучены цели и формы взаимодействия машиностроительных предприятий с высшими учебными заведениями. Так, среди крайне важных целей взаимодействия стоит выделить:
При этом основными формами взаимодействия между машиностроительными предприятиями и высшими учебными заведениями являются:
Директор Союза промышленников «ПРОГРЕСС» Дмитрий Фролов в ходе совещания также отметил особую важность взаимодействия между производителями сельскохозяйственной техники и учебных заведений, а также предложил разработать план стажировок преподавательского состава на машиностроительных предприятиях России и Беларуси.
«Считаю это правильным, поскольку студента должен учить тот, кто сам понимает современное машиностроительное производство».
Также Дмитрий Фролов предложил подготовить и согласовать с органами законодательной и исполнительной власти предложения по Программе обновления материально-технической базы учебных хозяйств и академических аудиторий, в том числе новыми образцами сельскохозяйственных машин и самоходной техники, производимой в Союзном государстве. Сформировать и направить согласованные обращения с предложениями в органы законодательной и исполнительной власти стран Союзного государства.
Первый проректор по механизации сельского хозяйства УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» (БГСХА) Андрей Колмыков, в свою очередь, предложил создать учебно-практические центры, которые должны иметь базу региональных и сельскохозяйственных предприятий, на которых готовы принять студентов на учебную или производственную практику.
Причем такие центры должны охватывать не только сельскохозяйственные предприятия Беларуси, но и всю территорию Союзного государства, а также сельхозорганизации самой Российской Федерации. Владимир Гусаров также предложил сотрудничество по обмену студентами между учебными заведениями на паритетных условиях.
Андрей Колмыков отметил, что опыт российских коллег интересен и тем, что на базе Кировского завода функционирует ссуз.
Декан факультета механики и цифрового инжиниринга ФГБУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» Эдуард Хасанов обозначил точки роста повышения уровня образовательного процесса:
В рамках встречи руководители ведущих аграрных вузов России и Беларуси смогли ознакомиться с производственным потенциалом, посетив современный цех Петербургского тракторного завода, занимающийся производством коробок передач. Кроме того, ознакомились с новейшим оборудованием, которое функционирует на базе искусственного интеллекта, а также посетили главный сборочный конвейер.
Главной же частью экскурсионной программы стала демонстрация успешного опыта организации академии машиностроения, на базе СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина», где наука, образование и производство идут «рука об руку».
Сегодня академия представляет собой современный центр подготовки кадров по различным профессионально-техническим направлениям. В рамках модернизации учебной базы академии проведен капитальный ремонт строений, аудитории и лабораторий.
Приобретено необходимое современное оборудование и учебные материалы, установлены стенды для практических и лабораторных занятий.
Так, учебное заведение получило современную лабораторию сварочного производства на 25 отдельных постов, которые оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции и системой кондиционирования, а также современным сварочным оборудованием. Учащиеся академии также получают теоретические и практические навыки при работе в лабораториях материаловедения и метрологии.
Стоит отметить, что все оборудование, используемое в образовательном процессе, подбиралось исходя из рекомендаций заводских технологов, что несомненно положительно сказывается на подготовке кадров.
Отметим, что создание такой сильной материально-технической базы стало возможным благодаря финансированию на различных уровнях, в том числе и благодаря Петербургскому тракторному заводу, который направил на проведение ремонтных работ, оснащение и создание современной учебной базы порядка 300 миллионов рублей.
Все эти финансовые вливания, в первую очередь, представляют собой инвестиции в будущие квалифицированные кадры, которые придут на реальное производство с достойным уровнем подготовки. Ведь для решения сформировавшегося «кадрового голода» нужно предпринимать конкретные практические решения уже именно сейчас. Важно, что к таким решениям готовы, как в Союзе промышленников «Прогресс», так и на Петербургском тракторном заводе.
Ряд инициатив уже внедрено и апробировано, дальше — больше. Если так пойдет, то разрыв между производителями и системой образования будет нивелирован, на производство будут приходить сильные технические кадры, а готовить и обучать их будут только по-настоящему практико-ориентированные преподаватели, — и всё это в нашем большем Отечестве, с нашими людьми, в наших ВУЗах и на наших заводах!