Аграрная катастрофа

18.06.2020
1492

В России уже скоро как два месяца работает новое правительство. И ему в ближайшем будущем, вероятно, придётся исправлять все те перекосы, которые были допущены властью за предыдущие 30 лет реализации так называемых «рыночных» реформ. Но если хоть краем глаза посмотреть на результат этих реформ, то на лысой голове вырастут волосы и встанут дыбом, а мы начнём тысячу раз повторять: за державу обидно!

Фото: Эдуард Жалнин
Эдуард Жалнин, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии педагогического образования (МАПО)

Минувшие 30 лет в России со всей очевидностью показали,, что всё же «кухарка», как и эрудиты-преподаватели, интернациональные демократы, соревнующиеся между собой в количестве камней, брошенных в своё прошлое, не могут управлять страной.

Но в результате их деятельности сегодня почти 40 млн га сельхозугодий, находящихся на балансах сельхозпредприятий (а списано с балансов гораздо больше), выведено из севооборота и считаются запущенными. Еще недавно на российских просторах были деревни, сёла, поселки, работали детские сады, школы, тучные стада коров ходили по пастбищам, были рабочие места, жили люди, давали сельхозпродукцию. За годы реформ несколько тысяч сельских поселений исчезло с карты России.

Депутаты всех уровней, члены правительства и прочие чиновники! Посмотрите на ночь документальный фильм российского режиссёра Никиты Михалкова «Чужая земля». Если вы ещё патриоты, то до утра не уснете. У вас будет кипеть кровь. Вымершие деревни вызывают стон и гнев. Стоят дома с открытыми окнами, дверными проёмами, на полу разбросаны книги, детские игрушки. Людей нет, домашних животных нет. За эту землю, за эти деревни было столько отдано жизней в военное время, столько пролито крови нашей! Сейчас — пустырь, разруха, чужая земля. И это — в мирное время при наличии очень мощного военно-промышленного комплекса!

Стать хозяевами своей земли

Если 1990 году в России было 20,6 млн коров, то в 2019 году осталось 7,9 млн. Потери коров в мирное время с 1990-го по 2019 год превысили их потери в военное время 1941-1945 годов в 4,8 раза.

В 1990 году в России было 50 млн голов овец и коз, в 2019-м осталось 22,9 млн — снижение в 2,2 раза. В 2019 году свиней в России было 24,1 млн голов, а в 1990-м — 38,3 млн — сокращение в 1,6 раза (хотя справедливости ради нужно сказать, что поголовье свиней, в отличие от других сельскохозяйственных животных, в последние годы всё-таки растёт).

В нашей стране произошло резкое снижение промышленного потенциала для производства сельскохозяйственной техники, в особенности тракторов и комбайнов. Практически перестало существовать отечественное тракторное машиностроение. Класс тракторов 2,0 т поддерживается белорусскими тракторами типа МТЗ. Тракторов класса 5, 6, 8 тонн в хозяйствах нет. Другими словами, нам нечем вводить в севооборот упомянутые выше заросшие подлеском 40 млн гектаров когда-то плодородной земли.

К 1990 году в СССР было построено 230 крупных заводов сельхозмашиностроения, из них 200 в России. Теперь осталось не больше 50-ти. Наша страна по производству комбайнов 30 лет назад вышла на первое место в мире и убирала свой хлеб своими машинами. Теперь комбайны покупаем за рубежом. Жалуемся, что нет своих семян, а селекционного комбайна создать не можем. Из семи комбайновых заводов остался «Ростсельмаш», который производит отечественную технику. «Брянсксельмаш» производит белорусские комбайны. Нагрузка на один комбайн выросла в 3-4 раза. Вдумайтесь в сложившуюся ситуацию! Хлеборобу Дальнего Востока и Сибири надо везти комбайны из Ростова-на-Дону, через всю страну. Но он не может оплатить дорогой комбайн и дорогие услуги нашего РЖД.

На глазах ушедшего в отставку правительства РФ совершалось промышленное преступление — ликвидированы Красноярский комбайновый завод, биробиджанский «Дальсельмаш», Омский завод комбайнов. Практически ликвидирован Челябинский тракторный завод, Липецкий, Владимирский, Волгоградский и др. Эй, вы там, наверху! Неужели вы не понимаете, что это промышленное преступление против государства? Никакими преимуществами рыночной экономики потери индустриальной мощи страны оправдать невозможно. А какие от этого психологические, социальные издержки в народе?

Критический уровень падения отечественного сельхозмашиностроения достаточно убедительно подтверждается таким фактом. Только одна машиностроительная американская корпорация John Deere реализует сельскохозяйственные машины на сумму, превышающую стоимость продукции нашего всего сельхозмашиностроения в 9 раз, а немецкая фирма Claas — в 6 раз. Правители! Вдумайтесь в этот контраст.

Ко всему прочему в России нарушена система представления правдивой централизованной статистической информации. Потеряна объективность данных. В результате почти все ведомства отчитываются своими данными, которые часто противоречат друг другу. Кому доверять? К примеру, Минсельхоз РФ в своих отчётах указывает, что в России 137 тыс. комбайнов, а Росстат утверждает, что не больше 56 тыс. И кому верить?

Другой вопрос: власти говорят нам, что Россия в последние годы собирает рекордные урожаи зерна: 121,2 млн тонн в 2019 году, а в 2017-м — 135,5 млн тонн. Но при имеющейся технической оснащенности хозяйств, мизерном внесении на поля минеральных удобрений (80-90 процентов из них идёт за рубеж) и органики (мало коров) такого количества зерна собрать невозможно. Ну зачем мы себя обманываем? Круговые приписки ведут к круговой поруке.

В организации научных исследований в области агропромышленного комплекса также произошёл ряд негативных изменений. Все проблемы, ранее решаемые научными институтами, остались, но институты закрыли или сгруппировали в так называемые научные центры с полной потерей самостоятельности почти каждого из них и снижением общего научного потенциала. Научных сотрудников стало намного меньше. Добавьте к этому отсутствие постоянного федерального финансирования опытно-конструкторских работ, в результате чего создать и испытать какую-либо новую разработку стало почти невозможно. Нет даже лабораторных стендов, макетных образцов, испытательного полигона, приборов и средств измерения и т.п.

В сельскохозяйственных вузах ликвидировали специальность «конструктор сельхозмашин». А зачем они, эти конструкторы? Заводов почти нет, машин своих делаем мало. Зачем нам специалисты-конструкторы? То, что сейчас пытаются внедрить систему грантов, президентских субсидий и т.п. — всё это пока выборочные, бессистемные, частные случаи, скорее украшения, праздничные игрушки на научной ёлке разработок. Нужны не эти периодические, несистемные акты внимания к науке. Нужна постоянно действующая система финансирования научных разработок. А что за рубежом? Там всё по-другому. Если появляется какая-то новая идея, там почему-то сразу находятся финансовые и технические возможности, открываются новые лаборатории и даже институты. Отсюда и результат. Ну почему этого нет в науке отечественного АПК?

Фотография носит иллюстративный характер

Уважаемые члены нового правительства России! Перед всеми нами сейчас стоит выбор: или мощное государство с управляемой, контролируемой и эффективной рыночной экономикой для всех граждан, или бедное государство, но с бурно развивающейся в разных направлениях рыночной экономикой для отдельных групп граждан. Нам пора делать этот выбор!

Неуправляемая государством и стихийная по реализации рыночная экономике нанесла России гораздо больший материальный, кадровый и психологический ущерб, чем Великая Отечественная война. Мы победили в той войне. Должны победить и сейчас у себя на внутреннем фронте. Избавьтесь от идеологических просчётов по внедрению рыночной экономики, прекратите разорять деревни и весь наш агропромышленный комплекс, начните восстанавливать нашу державу. Тогда мы все дружно скажем: да, мы одна команда! И уверенно глядя в будущее, высоко поднимем флаг своего государства!

Авторская версия статьи опубликована в газете «Крестьянская Русь» (2020 г., №9).