Директор ЗАО «Мехатроника» Павел Еленский, заместитель директора по коммерческим вопросам Евгений Старынин.
Важным разделом экономики сельского хозяйства является точный учет ресурсов, расходуемых для производства продукции. Наличие информации о реальном расходе ресурсов позволяет принимать адекватные управленческие решения, в том числе при выборе сельскохозяйственных культур. В данной статье мы остановимся на особенностях разных систем контроля расхода топлива на основе опыта их применения в агрокомплексе Беларуси.
Системы контроля потребления топлива применяются в Беларуси с конца 90-х годов. Происходит это не от хорошей жизни – остро стоит проблема хищений. В попытках ее решить несколько белорусских производителей заняли ведущие позиции на пока еще небольшом мировом рынке систем контроля потребления топлива. Данные системы можно разделить на несколько типов по методу контроля. Опыт их внедрения подсказывает основные требования к техническим решениям контроля расхода топлива: надежность функционирования и однозначность показаний.
Многие компании предлагают типовое решение с датчиками контроля уровня топлива в баке на весь автопарк предприятия – от грузовых автомобилей до спецтехники. На наш взгляд, к технике необходим индивидуальный подход. Можно выделить следующие особенности эксплуатации систем контроля топлива на тракторах и спецтехнике.
1. Топливные баки имеют геометрически сложную, несимметричную форму (рис. 1-3). В системе мониторинга предусмотрен сбор данных об уровне топлива в баке трактора.
В системе контроля расхода топлива важна определенность. Когда мы имеем дело с хищениями топлива, очень важно не допустить подрыва авторитета системы. А это может происходить, когда удается систему контроля «обмануть», продолжать хищения (пусть и в меньшем размере). Особенно неприятно, когда по вине системы происходит наказание невиновных лиц. Мы не видим мелких хищений топлива непосредственно из бака, не говоря уже о том, что водитель может сливать из обратной магистрали через небольшое сечение.
2. Интенсивная эксплуатация техники. Большой расход топлива. Возможность сливать топливо в небольших количествах при интенсивной эксплуатации техники с большим расходом дает эффект масштаба, в результате чего хищения топлива составляют сотни литров в месяц на единице техники.
3. Сложно назначить адекватную норму на моточас либо на обработку гектара, в отличие от линейных норм расхода топлива, характерных для перевозки грузов. Во-первых, сложно определить количество отработанных моточасов. Во-вторых, расход на моточас (или на гектар) нередко зависит от качества выполняемой работы. Изменение заглубления плуга либо отвала бульдозера существенно меняет расход топлива. Эти «хитрости» можно увидеть только по графику часового расхода топлива. Он может быть построен только с помощью датчика расхода. Формально его можно получить и при установке датчика, но ввиду применяемого усреднения данных по датчику (период усреднения – от 3 до 10 минут) использовать его для контроля расхода топлива на отдельных операциях очень сложно.
В связи с этим мы рекомендуем использовать в качестве средства учета дифференциальные датчики расхода топлива EurosensDelta в тех случаях, когда:
– за месяц расход топлива на единицу рассматриваемой техники превышает 1000 литров;
– топливные баки имеют сложную форму,
– списание топлива идет по моточасам или площади обработки;
– вас на самом деле интересует точный расход топлива и невозможность его хищений.
Рис. 5. Расходомеры EurosensDelta
Какие преимущества EurosensDelta будут важны при учете расхода топлива в сельском хозяйстве?
1. Простая установка. Расходомер измеряет расход топлива в двух магистралях: подачи и обратки — и самостоятельно вычисляет разницу. Для монтажа достаточно базовых знаний топливной системы и не требуется привлечение специализированных монтажных предприятий.
2. Возможность установки на любую технику. Форма бака, характер эксплуатации и другие факторы не влияют на результат.
3. Точные показания. Ошибка по сравнению с фактическим расходом топлива – около 1-3% (на практике, а не в рекламе). В отличие от вычисления по датчикам уровня топлива, расходомеры дают однозначный результат, описывающий потребление двигателем в литрах.
4. В отличие от датчиков уровня топлива, расходомеры EurosensDelta можно переустанавливать на другую технику без каких-либо калибровок. Не требуется она и при первоначальном монтаже. EurosensDelta работает без настроек после установки.
5. В том случае, если Ваша система мониторинга поддерживает отображение графиков часового расхода топлива с расходомеров, появляется возможность диагностирования неисправностей топливной аппаратуры по значениям мгновенного расхода топлива.
6. Возможность косвенного контроля правильности выполнения технологических операций на основе графика часового расхода топлива. При подробном графике можно также судить об экономичности стиля езды конкретного водителя.
7. Простое обслуживание. В отличие от всех других расходомеров, EurosensDelta можно разобрать для очистки и промывки в хозяйстве без отправки в сервисный центр. Это существенно снижает расходы на его эксплуатацию.
8. Метрология. Существует фундаментальная проблема метрологической аттестации средств контроля расхода топлива. Прежде всего, это объясняется тем, что в XXI веке подавляющее большинство покупателей сделало выбор в пользу удаленного мониторинга, в котором датчик контроля расхода или уровня топлива является частью системы мониторинга транспорта (СМТ), состоящей из датчика уровня топлива, ГЛОНАСС-терминала и программного обеспечения.
При этом все указанные части СМТ осуществляют преобразование данных. Таким образом, недостаточно зарегистрировать как средство измерения лишь датчик уровня топлива. Такая система вряд ли может быть аттестована метрологически и проверена, так как сами по себе значения уровня топлива никому не нужны - нужны значения объема. Система с датчиком уровня топлива начинает выдавать значение в литрах только после процедуры тарировки бака. Изменение формы топливного бака (деформация) влечет изменение показаний объема топлива и расхода.
С применением Eurosens метрологическое обоснование результатов системы достигается проще. В СМТ применяется дифференциальный расходомер топлива с дисплеем или без него, и благодаря встроенной памяти мы всегда имеем возможность сравнить данные, накопленные расходомером EurosensDelta, и данные в СМТ. При этом поверке подлежит только дифференциальный расходомер.
Таким образом, расходомеры EurosensDelta обеспечивают качественно новый уровень контроля расхода топлива как на тракторах и спецтехнике, так и на других мобильных машинах.