Самой универсальной машиной в любом сельскохозяйственном предприятии, несомненно, является трактор, поэтому для любого руководителя, инженера или механизатора так важны его техническое состояние и потенциальная работоспособность.
Существует множество рекомендаций как от научных организаций, так и от практикующих аграриев по поддержанию техники в исправном состоянии, но сегодня мы остановимся на самых простых и очевидных советах, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений. Тем не менее, их выполнение позволит избежать серьезных убытков от внезапного выхода техники из строя и надолго сохранит работоспособность вашего трактора.
Итак, шесть важнейших параметров, обязательных для ежедневного контроля в целях правильной и безопасной эксплуатации техники.
1. Контролируйте уровень топлива в баке
Возможно, этот совет многим покажется слишком банальным, однако будучи полностью погруженными в рутинную сельскохозяйственную работу, механизаторы зачастую забывают проконтролировать уровень топлива в баке, что может привести к достаточно неприятным последствиям. Специалисты дилерских центров прямо заявляют: «Нельзя доводить до того, что двигатель сам заглохнет по причине отсутствия топлива».
Во-первых, это приведет к попаданию воздуха в топливную систему. В самоходной сельскохозяйственной технике такая проблема может быть решена достаточно просто, поскольку в тракторах предусмотрена возможность прокачки топлива. Отдельные механизаторы пытаются запустить двигатель не прокачивая топливную систему, что чревато не только повышенным ее износом вследствие непредусмотренных нагрузок, но и выходом из строя стартера. В случае попадания воздуха процедура прокачки является обязательной.
Во-вторых, многие забывают, что вся грязь, накопившаяся в баке в процессе эксплуатации, попадет в топливные шланги и насос. Учитывая, что элементы топливной системы смазываются дизельным топливом и работают при высоких нагрузках, увеличивается их износ и вероятность преждевременного выхода из строя.
Более серьезные последствия могут наступить при внезапной остановке двигателя в процессе движения трактора. Это приведет к отказу гидроусилителя рулевого управления и, соответственно, потере управляемости.
Правило 1. Осуществляйте постоянный контроль уровня топлива не только перед началом, но и в процессе работы, следите за состоянием датчиков и топливной аппаратуры.
Изобретательные и находчивые работники найдут выход из любой ситуации.
2. Проверяйте уровень масла в системах
Многие специалисты, а также и производители техники отмечают необходимость ежедневного контроля уровня масла в двигателе: «Масло играет важную роль в защите двигателя от износа, а катастрофические последствия от его нехватки наступают буквально в течение нескольких часов».
При низком уровне масла происходит его чрезмерный нагрев, что приводит к повреждению:
- подшипников скольжения,
- коленчатого вала,
- поршневой системы,
- вала турбокомпрессора,
- повышенному износу прочих узлов и деталей двигателя.
Наиболее печальным финалом станет образование металлической стружки из-за недостатка смазки, что приведет к полному отказу большинства жизненно-важных элементов двигателя и необходимости его дорогостоящего ремонта.
Основными причинами того, что уровень масла упал ниже номинального уровня, могут являться пробой картера, повышенный износ узлов и механизмов, утрата герметичности прокладок и других резиновых уплотнений двигателя.
Все это в значительной степени связано с халатностью механизатора и игнорированием элементарных правил эксплуатации техники.
Правило 2. Перед каждым запуском двигателя осуществляйте проверку уровня масла, оценивайте наличие масляных потеков на двигателе и под ним, в процессе работы следите за указателем давления масла в системе.
Дополнительно необходимо отметить важность выбора масла и использования только тех марок, которые соответствуют установленным производителем стандартам качества. Эксперты компании John Deere отмечают, что использование качественного масла и соблюдение всех регламентов технического обслуживания приведет к уменьшению количества капитальных ремонтов двигателя, то есть за весь срок службы трактора нужно будет сделать не три капремонта, а всего лишь два.
3. Контролируйте уровень охлаждающей жидкости
Многие механизаторы зачастую упускают из вида необходимость контроля и обслуживания системы охлаждения двигателя, поскольку, на их взгляд, это является незначительной операцией. Поэтому в случае повышения температуры охлаждающей жидкости отдельные трактористы предпочитают устранять следствие, а не искать причину. Например, в качестве одного из путей решения проблемы эффективного охлаждения дизеля предлагается снять решетку радиатора, что увеличит доступ к нему воздуха.
Однако следует понимать, что в полевых условиях такой подход приведет к интенсивному внешнему засорению радиатора и необходимости его очистки. Аналогично, предлагается осуществить замену вентилятора с 4-лопастного на 6- или 8-лопастной (для тракторов «Беларус» тягового класса 1,4). В определенной степени это также позволит повысить эффективность охлаждения радиатора за счет увеличения набегающего потока воздуха.
Для тех же тракторов также имеются решения по замене термостата и установке дополнительного насоса в систему охлаждения.
Иногда встречается обратная проблема, когда двигатель не нагревается до рабочей температуры, что также вызвано некорректной работой термостата.
Вышеперечисленные рекомендации «имеют право на жизнь», однако наиболее верным решением для сохранения работоспособности трактора является своевременный уход за системой охлаждения дизеля, а именно проверка натяжения приводных ремней, качества работы термостата, заправка или дозаправка охлаждающей жидкости и очистка радиатора от пыли и грязи.
Если пренебречь этими простыми правилами, то рублевые затраты на выполнение таких операций могут обернуться тысячекратными убытками от нарушения теплового режима и перегрева двигателя.
Правило 3. Перед каждым запуском двигателя осуществляйте контроль уровня охлаждающей жидкости, степень засорения радиатора, в процессе работы следите за указателем температуры охлаждающей жидкости в системе.
4. Проверяйте состояние воздушного фильтра
Воздушный фильтр является важнейшим элементом, который защищает двигатель от попадания пыли и механических частиц в камеру сгорания. В случае засорения воздушного фильтра минимальным последствием станет снижение мощности двигателя из-за поступления недостаточного количества воздуха. Худшим вариантом станет повреждение цилиндро-поршневой группы вследствие эксплуатации загрязненного фильтра и поступления в двигатель неочищенного воздуха.
Как вариант ухода за воздушным фильтром, механизаторы советуют простучать его о твердую поверхность, чтобы выбить пыль.
Однако технические эксперты компании Cat® отмечают, что несмотря на достаточную эффективность такого способа очистки, имеется высокая вероятность повреждения наружного уплотнения. Эксплуатация поврежденного фильтра приведет к снижению его функционала и поступлению пыли в двигатель. В этой связи рекомендуется осуществлять тщательную продувку фильтра воздухом низкого давления, желательно направляя струю изнутри наружу.
Правило 4. «Осуществляйте ежедневный контроль и очистку воздушного фильтра в сезон полевых работ и не менее 1 раза в неделю в ненапряженные периоды.
Зачастую из-за засоренного воздушного фильтра трактор может вообще не завестись.
5. Проверяйте износ приводных ремней
Ременные передачи должны быть одним из объектов постоянного контроля в процессе эксплуатации трактора, поскольку они приводят в работу такие ключевые узлы, как генератор и водяной насос, а на новых моделях тракторов еще и кондиционер. Недостаточное внимание контролю износа ремней и появлению скрипов может привести к фатальным последствиям, например, перегреву двигателя вследствие обрыва ремня привода водяного насоса, если вовремя не заметить поломку.
Проверку ремня осуществляют по показателю прогиба, которое может различаться в зависимости от марки двигателя. Визуальными признаками износа ремней являются трещины, расслоение структуры, появление внутренних слоёв резины на боковинах ремня, истирание поверхности.
В этом случае рекомендуется заменить приводные ремни, обратив пристальное внимание как на их марку, так и на правила установки.
Рекомендации по выбору и замене приводных ремней на трактор К-744Р4
Проблемы с выбором марки ремней на трактор «Беларус» 82.1
Многие механизаторы при установке ремней пренебрегают рекомендациями изготовителя двигателя по точной регулировке натяжения и осуществляют ее приблизительно («на глазок»), что является недопустимым: в случае недостаточного натяжения ремень будет проскальзывать, при чрезмерном натяжении будет растягиваться и создавать нагрузку на подшипники приводимого агрегата.
Правило 5. Осуществляйте периодический контроль состояния и натяжения приводных ремней. В процессе работы следите за указателем температуры охлаждающей жидкости, показателем тахометра.
6. Контролируйте состояние и регулировку агрегатируемых машин
Механизатору никогда не следует забывать, что в агрегате с трактором рабочий процесс осуществляет сельскохозяйственная машина, огромное разнообразие которых требует от тракториста соответствующих знаний и опыта по их настройке и регулировке.
Помимо настройки технологических параметров, необходимо также помнить о проверке общего технического состояния агрегатируемых машин. Несомненно, в рамках одной публикации невозможно рассмотреть все особенности рационального комплектования и эксплуатации агрегатов, однако важно понимать, что правильная подготовка и регулировка машины позволит повысить эффективность работы трактора, исключить чрезмерно высокие или непредусмотренные нагрузки на его системы.
Правило 6. Перед комплектованием агрегата проводите настройку и технологическую регулировку сельскохозяйственных машин в соответствии с требованиями эксплуатации, периодически контролируйте установленные параметры в процессе работы.
В дальнейших наших рекомендациях мы будем более подробно останавливаться на регулировках отдельных видов машин, включая технические и технологические аспекты.
Выполнение таких, на первый взгляд, элементарных требований позволят вам с высокой степенью вероятности долго сохранять работоспособность трактора, обеспечивать высокий уровень его надежности и безотказности.