Экстремальный трактор-пуллинг

14.02.2020
Пестициды
4288
Источник фото: upload.wikimedia.org
Источник фото: upload.wikimedia.org

Всевозможные состязания тракторов довольно популярны в Северной Америке и Западной Европе, Бразилии, Австралии и Новой Зеландии. В последние десятилетия популярность данных соревнований все больше возрастает на постсоветском пространстве, особенно в России.

Перетягивание грузов на заданное расстояние или tractor pulling является одним из самых популярных и дорогих состязаний на тракторах. Первоначально такие состязания получили распространение в США, а в 70-х гг. прошлого века достигли Европы.

Ради достижения победы тракторы, участвующие в перетягивании груза, стали технически перевооружаться и оснащаться более мощными трансмиссиями, форсированными двигателями и турбонаддувом. Самое интересное с технической точки зрения направление, реализованное на технике для tractor pulling, — это установка нескольких двигателей и оригинальной коробки перемены передач для состязаний на мультимоторных тракторах.

Blu Tornado II команды Turbo 2000 Team с V-образными двигателями
Модернизированное шасси для Triple Allisons

В 80-х гг. стремление в достижении победы достигло исторического максимума, когда повсеместно на тракторах, участвующих в гонках, стали устанавливать силовые агрегаты от авиационной техники и подводных лодок. Судовой 42-цилиндровый дизельный двигатель М503А «Звезда» популярен до сих пор. Данный двигатель развивает 2426 кВт мощности при частоте 2000 об/мин. Удельный расход топлива 226 г/квт.ч, что сопоставимо по расходу с двигателями энергонасыщенных тракторов отечественного производства. Масса такого двигателя составляет 5540 кг. 

Коробка передач для объединения нескольких двигателей
Судовой 42-цилиндровый дизельный двигатель М503А «Звезда»

На сегодняшний день существует порядка 30 ассоциаций tractor pulling. Правила проведения перетягивания грузов могут несущественно отличаться. Например, у европейской ассоциации ETPC с грузом нужно пройти дистанцию в 100 м. Основная задача — доехать до финиша, перетягивая сани с грузом. Однако это под силу далеко не всем участникам. Таким образом, победителем становится тот, кто заехал дальше всех, а если несколько машин достигли одинаковых успехов, проводят дополнительные раунды, периодически догружая сани.

Состязания по перетягиванию грузов проводятся среди нескольких групп тракторов. Их наполнение может разниться в зависимости от соответствующей ассоциации. 

Можно выделить группу серийно выпускаемых тракторов, в которых не допускаются технические усовершенствования за исключением тех, которые направлены на обеспечение безопасности пилота. 

Далее идет группа спортивных тракторов. Их доработка может основываться на усилении существующих трансмиссий и форсировании базовых двигателей при условии, что частота вращения коленчатого вала ограничена и мощность не превышает заданных ассоциацией величин. К данной категории можно также отнести группу Super stock, которую представляют базовые модели тракторов, доработка агрегатов и узлов которых не имеет ограничений.

Третью группу, наиболее любимую публикой, именуют Unlimited Farm Stock. Эти тракторы совсем не схожи с их серийными братьями, они не имеют ограничений на доработку, за исключением количества двигателей и их мощностных параметров.

В соревнованиях участвуют известнейшие мировые бренды, занимающиеся разработкой и производством тракторов. Однако от серийных моделей остается очень мало элементов. Практически все узлы и детали проходят дополнительное техническое усовершенствование. Команды со всего света участвуют в конструировании своих болидов. Рассмотрим самые свежие образцы, собранные специально для tractor pulling. 

Команда из Норвегии Loaded Deere Pulling Team 2 года работала над болидом, который получил прозвище Loaded Deere, что можно перевести как «Заряженный олень». Работа была завершена в 2019 г. В стоковом спортивном сегменте командой разработан болид на базе серийного трактора John Deere 4960, оснащенный 6-цилиндровым двигателем с турбиной и водяным охлаждением.

Для исключения опрокидывания трактора вокруг задней оси ввиду недогруженности передней, устанавливают специальный противооткат, который возвращает трактор в исходное положение. Самой распространенной аварией на таких соревнованиях по перетягиванию груза является разрушение передней оси вследствие удара при возврате на землю. В этой связи пилот на тракторе всегда пристегнут, а вокруг него устанавливается металлический каркас.

Определенный интерес представляют также сани с грузом. Их конструкция также отличается между ассоциациями тракторных гонок. Однако имеется и много общего. Основной особенностью саней является динамическая корректировка массы. 

При старте центр тяжести груза располагается на задней части саней, передняя же часть полностью разгружена. В процессе движения осуществляется смещение центра масс от задней части к центру и далее в переднюю часть. Дополнительное тяговое сопротивление создается за счет специального механизма заглубления, зубья которого погружаются в землю.

Сани для tractor pulling оснащаются кабиной с элементами управления. В процессе состязаний в кабине находится оператор. Он следит за направлением движения саней и осуществляет торможение в случае обрыва троса. Для участия в соревнованиях тракторов различных групп применяются сани, различающиеся по массе. Самые тяжелые сани способны увеличивать тяговое сопротивление и динамически изменять массу на 500% больше первоначальной.

«ГлавПахарь» подготовил подборку видео с соревнований tractor pulling.

Тракторы, прошедшие всю дистанцию, — Best Full Pulls.

Аварии на tractor pulling.

9-ые ежегодные соревнования Truck And Tractor Pull 2020 в Кентуки.

Соревнования NTPA WINTER NATIONALS 2020.

Соревнования модифицированных тракторов в Европе.

Tractor pulling с российским танком.

Подводя итог, необходимо отметить, что tractor pulling является захватывающим и интересным состязанием. Инженеры и практики сельскохозяйственного производства смогут найти в этом состязании и во всем, что с ним связано, много интересных технических идей и решений. И если попытаться сделать прогноз по поводу того, каким будет трактор будущего, то можно предположить, что большинство идей по его построению будет заимствовано из уже заложенных в тракторы Unlimited Farm Stock.